00:0025 января 200200:00
8просмотров
00:0025 января 2002
В "Деловом Петербурге" было опубликовано интервью руководителя ТУ МАП по СПб и Ленобласти Олега Коломийченко: "Мы пойдем до конца" (см. "ДП" №206/01), касающееся взаимоотношений органов исполнительной власти Петербурга и ОАО "Ленэнерго". Считаю своим долг
<BR><BR>В "Деловом Петербурге" было опубликовано интервью руководителя ТУ МАП по СПб и Ленобласти Олега Коломийченко: "Мы пойдем до конца" (см. "ДП" №206/01), касающееся взаимоотношений органов исполнительной власти Петербурга и ОАО "Ленэнерго". Считаю своим долгом дать разъяснения по ряду вопросов.<BR>Исторически сложилось так, что электроснабжающий сектор Петербурга почти на 90% представлен одной компанией -- "Ленэнерго". "Ленэнерго", во-первых, является частной компанией, 38% акций которой принадлежит зарубежным структурам, а во-вторых -- компанией-супермонополистом. Доминирующее положение "Ленэнерго" в системе электроснабжения Петербурга сегодня невыгодно как для города, так и для его жителей. После приватизации, начиная с 1992 года, Петербург активно создавал энергетические мощности, которые мог либо продать "Ленэнерго", либо передать на каких-то законных основаниях (например, за счет эмиссии акций "Ленэнерго"). Однако КУГИ, руководителем которого в свое время был и нынешний глава "Ленэнерго" Андрей Лихачев, не сделал ничего, чтобы оформить этот процесс надлежащим образом. И только с приходом нового руководителя КУГИ началось приведение в соответствие с законом процесса взаимоотношений города как владельца электрических сетей и организации, эксплуатирующей эти сети. Было создано ОАО "Санкт-<BR>Петербургские электрические сети" (СПЭС), 100% акций которого подконтрольны Петербургу, а значит, сети уже не окажутся завтра в частной собственности. Необходимо отметить, что в целях обеспечения энергетической безопасности практически во всех городах Европы, в Канаде, в Скандинавских странах инженерные сети (водные, тепловые, электрические, газовые) принадлежат или муниципалитету, или государству, то есть не являются частной собственностью. В Петербурге же региональные власти несут все бремя ответственности за жизнеообеспечение и энергетическую безопасность города, но не имеют реальных рычагов управления ситуацией, так как не имеют акций "Ленэнерго" и не представлены в совете директоров этого АО.<BR>Кроме того, решение о создании СПЭС призвано обеспечить принцип равнодоступности энергетического рынка для любых компаний -- производителей электроэнергии. По оценкам ряда депутатов ЗакСа и администрации Петербурга, стоимость энергетического оборудования Петербурга, созданного инвесторами во исполнение инвестиционных договоров, превышает $50 млн, а по некоторым оценкам, составляет $70 млн. Все это имущество более 8 лет фактически находилось в пользовании у "Ленэнерго", оно никогда не передавалось на законном основании, а следовательно, "Ленэнерго" распоряжаться им не вправе. Заявление Олега Коломийченко о том, что "...сети получили более высокую скидку с тарифа на выполнение транспортных услуг", не соответствует действительности. Скидка, установленная РЭК СПб для СПЭС в 48,58%, значительно меньше объема скидок для остальных сетевых компаний:<BR>ЗАО "ЦЭК" -- 58,75%;<BR>ОАО "ПЭС" -- 55,24%;<BR>ОАО "Курортэнерго" -- 61,97%.<BR>Олег Коломийченко считает: "По закону, администрация должна уведомлять о создании монополиста". Юридически вопрос спорный. По Закону РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также на основании Приказа МАП РФ от 13.08.99 №276 органы исполнительной власти субъекта Федерации обязаны подавать уведомления (ходатайства) в соответствующие антимонопольные органы в случае создания коммерческой организации непосредственно органом исполнительной государственной власти субъекта Федерации, причем в случае, если это создание может ограничить конкуренцию хозяйствующих субъектов, действующих на территории субъекта Федерации. Но дело в том, что ОАО "СПЭС" создано субъектом Федерации -- Петербургом в соответствии со ст. 124 и 125 ГК РФ в процессе реализации права Петербурга участвовать в гражданских правоотношениях. Кроме того, создание СПЭС влечет за собой не ограничение конкуренции на рынке электроэнергетики Петербурга, а напротив, ведет к созданию конкуренции и к ограничению монополистической деятельности "Ленэнерго". "Каждый инвестор затрачивает на развитие производственной инфраструктуры приличную сумму -- 25% от стоимости объекта. В то же время город эти деньги не осваивает..." (цитата Олега Коломийченко). Сегодня в Петербурге даже невооруженным глазом видны результаты реализации крупных инвестиционных проектов. Например, в 2001 году проложены все инженерные сети, выполнено уличное освещение на территории нежилой зоны "Пулково-3". Ведется строительство котельной в Приморском районе; реконструкция котельной "Полевая-Сабировская". Реконструированы городские тепловые сети на сумму 94 млн рублей и другие объекты.<BR>Что касается позиции главы ТУ МАП, то она претерпела существенные изменения за прошедшие полгода. Например, существует документ, подписанный Олегом Коломийченко, -- протокол совещания в ТУ МАП от 28 июня 2001 года, где антимонопольное управление признает, что в действиях "Ленэнерго" по введению платы за присоединение к энергосистеме усматривается нарушение действующего антимонопольного законодательства. Однако, вместо того чтобы обеспечивать соблюдение норм и правил антимонопольного законодательства на территории Петербурга, МАП поддерживет интересы супермонополиста, более трети всей прибыли которого уходит за пределы России.