Ученые бросили отходы на дороги

Ресурсосберегающая технология, разработанная в Петербурге, позволяет перерабатывать токсичные промышленные отходы в безопасные продукты, которые можно использовать, в частности, как технологическую добавку для дорожных покрытий.

<BR><BR>Ресурсосберегающая технология, разработанная в Петербурге, позволяет перерабатывать токсичные промышленные отходы в безопасные продукты, которые можно использовать, в частности, как технологическую добавку для дорожных покрытий.<BR>Пилотный проект осуществлен на Березниковском химическом заводе. Отходы, переработанные на заводе в нетоксичные соединения, пущены на строительство автодорог в Петербурге, Ленинградской области. В частности, на улице Партизана Германа на участке от Петергофского шоссе до улицы Чекистов, автомобильных дорог Дружноселье -- Перевозное, в Красносельском и Выборгском районах, в Архангельской области, в районе Северного Урала, в Республике Коми.<BR><BR><B>Вылетают в трубу</B><BR>В Петербурге несколько сотен предприятий утилизируют токсичные отходы, или сливают в канализацию, или выбрасывают на свалку, а то и вовсе где придется.<BR>"Полностью переработать сырье при производстве органических веществ невозможно, -- отмечает заведующая кафедрой современного естествознания и экологии Санкт-Петербургского государственного инженерно- экономического университета Ирина Масленникова. -- Как минимум 20-30% идет в отходы, которые отравляют водоемы, почвы, воздух. В настоящее время только в Петербурге более 200 несанкционированных свалок. Наметившийся рост производства только увеличит количество отходов".<BR>На предприятиях химической промышленности тоннами образуются смолистые отходы, на предприятиях металлургической промышленности -- целые горы солей тяжелых металлов. Даже если предприятие пытается утилизировать отходы, то делает это старыми, дедовскими способами: отходы вывозят на заводскую свалку и периодически сжигают. Проку от этого нет никакого: во-первых, загрязняется воздух, во-вторых, ценные органические соединения, которые могли бы найти применение в народном хозяйстве, просто-напросто "вылетают в трубу". То же самое и с жидкими стоками: устаревшие технологии не позволяют ликвидировать их без вреда для окружающей среды, не говоря о том, что многие предприятия и вовсе выливают их в канализацию.<BR><BR><B>Отходы -- в доходы</B><BR>Ирина Масленникова разработала и запатентовала новую технологию переработки отходов. Она предложила эти отходы не сжигать и не закапывать в землю, а использовать для синтеза нетоксичных соединений, которые затем можно пустить в дело. Например, добавлять в асфальтобетонные смеси, использовать при технической мелиорации глинистых грунтов и т.д.<BR>"Мне удалось установить, что очень токсичный анилин хорошо связывается железистыми соединениями, а именно эти вещества сейчас и идут на свалку", -- говорит Ирина Масленникова. Технология очень проста. Для переработки отходов нужна чаша с мешалкой. Затем требуется подобрать нужное соотношение анилина и железа и можно браться за дело. Отходы без всякого нагревания крепко-накрепко связываются друг с другом и превращаются в твердые соединения, которые можно пустить в дело, а именно в создание дорожного полотна. Сейчас на эти цели идут местные породы -- очень глинистые и влажные. На морозе они вспучиваются, и в результате петербуржцы становятся свидетелями того, как выложенный 2 года назад асфальт начинает трескаться и идти "по швам". Применение соединений из отходов позволяет широко использовать местные породы для устройства земляного полотна; уменьшает расход кондиционных материалов -- песка, гравия, щебня; экономить дефицитное вяжущее -- портланцемент.<BR>Введение добавок из отходов в глинистый грунт не вызывает загрязнений окружающей среды, так как они растворяются только в сильных кислотах и щелочах.<BR><BR><B>Первопроходцы</B><BR>Пилотный проект внедрили на Березниковском химическом заводе (г. Березники Пермской обл.). Отходы этого завода смешали в определенной пропорции с отходами соседнего Березниковского титано-магниевого комбината. Получили 2 тонны продукта, которые пустили на дорожное строительство.<BR>Специалисты Санкт-Петербургского научно-исследовательского института гигиены труда и профессиональных заболеваний провели исследования и подтвердили нетоксичность соединения. В справке Березниковского филиала научно-исследовательского института химикатов для полимерных материалов (НИИХИМПОЛИМЕР) отмечается, что "анализ опытной партии аминокомплексного соединения показал отсутствие в ней свободного анилина. Эти соединения не представляют опасности для человека при вдыхании и при загрязнении кожи. Можно полагать, что практическое применение не требует специальных мер соблюдения техники безопасности, отличающихся от общих правил при работе с цементом".<BR>Новое соединение прошло испытания в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном горном институте (университете), Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете, Всероссийском научно-исследовательском институте гидротехники им.<BR>Б.Е. Веденеева, Ленфилиале РосдорНИИ, Орегонском государственном университете (США).<BR>Испытания показали, что добавка из отходов резко изменяет состояние высоковлажных глинистых грунтов, устраняет их повышенную липкость, полностью предотвращает морозное пучение, передает им крупноагрегатную структуру, что облегчает возможность дальнейшей обработки вяжущими материалами.<BR>Добавка не утрачивает своих свойств при длительном складском хранении.<BR>Новый метод можно использовать при переработке отходов производства химической, металлургической промышленности, а также в других отраслях народного хозяйства.