"Северстальтранс" тянется к Балтике

По заявлению руководства ЗАО "Северстальтранс" -- дочерней компании холдинга "Северсталь" -- при благоприятном стечении обстоятельств переговоры о покупке компанией части акций ЗАО "Первый контейнерный терминал" (ПКТ) могут быть завершены уже в

<BR><BR><B>По заявлению руководства ЗАО "Северстальтранс" -- дочерней компании холдинга "Северсталь" -- при благоприятном стечении обстоятельств переговоры о покупке компанией части акций ЗАО "Первый контейнерный терминал" (ПКТ) могут быть завершены уже в</B><BR>I квартале этого года.<BR>Одновременно "Северстальтранс" намерен полностью выйти из проекта строительства химического терминала в порту Высоцк.<BR>Как пояснил "ДП" коммерческий директор "Северстальтранса" Никита Мишин, компания рассматривает несколько вариантов акционерного участия в ПКТ -- в размере до 50% акций. Руководитель отдела по связям с общественностью и рекламе ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Ирина Крикун подтвердила факт переговоров. Покупка акций терминала, по словам Никиты Мишина, является частью общей стратегии компании и всего холдинга "Северсталь" по развитию собственных транспортных и сбытовых подразделений.<BR>В этой связи интересно вспомнить, что в недавнем прошлом "Северстальтранс" -- официальный оператор МПС и один из крупнейших железнодорожных перевозчиков грузов в стране -- уже анонсировал свое участие в скупке акций других российских портов -- Восточного (Находка, Приморский край) и порта в Туапсе (Краснодарский край), а также заявлял о намерении стать основным инвестором строительства химического терминала в порту Высоцк (Ленинградская область).<BR><BR><B>Живые и мертвые</B><BR>Три последних проекта компания осуществляла с разной долей удачи. В Восточном порту, куда "Северстальтранс" был намерен инвестировать в общей сложности $150 млн в строительство терминала по переработке сжиженного газа и иной портовой инфраструктуры, компания столкнулась с "жестким сопротивлением". 26 ноября прошлого года в Восточном был убит генеральный директор порта Леонид Бочков, после чего гендиректор "Северстали" Алексей Мордашов выступил с резким заявлением о том, что при освоении порта компания сталкивается "с преступными методами борьбы". Впрочем, Алексей Мордашов тут же добавил, что холдинг все же намерен добиваться поставленных целей в регионе.<BR>В Туапсинском морском торговом порту, акции которого "Северстальтранс", по некоторым данным, стал скупать еще с октября 2000 года, компания столкнулась с чередой судебных разбирательств -- прокуратура Краснодарского края начала следствие по поводу приватизации терминалов порта и даже возбудила уголовное дело в отношении бывшего председателя комитета по управлению имуществом края Петра Федотова.<BR>В среде портовиков ходят слухи и о том, что с "жестким сопротивлением", подобным дальневосточному, "Северстальтранс" столкнулся и в Ленинградской области. Генеральный директор "Северстальтранса" (и член совета директоров "Северстали") Константин Николаев в интервью "ДП" решительно эти слухи опроверг, но тут же сообщил, что компания намерена отказаться от дальнейшего участия в проекте строительства терминала в Высоцке -- переговоры о продаже ЗАО "Балтхимэкспорт", крупнейшим акционером которого является "Северстальтранс", ведутся сейчас с компанией "Итера".<BR>По словам Никиты Мишина, во всех портовых проектах "Северстальтранс" добился всего, чего хотел, а продажа "Балтхимэкспорта" связана с узкой специализацией терминала. "Нам нужны терминалы общего пользования, поэтому мы решили уйти из Высоцка", -- пояснил он.<BR><BR><B>Петербург -- это приоритет</B><BR>Впрочем, участие "Северстали" в сооружении химтерминалов в разных портах, конечно, не имеет никакого отношения к основной деятельности компании -- производству и сбыту сталепроката. Алексей Мордашов неоднократно заявлял, что проекты развития портов в Высоцке, Туапсе и Восточном -- целиком коммерческие, то есть зависящие от сиюминутной рыночной конъюнктуры.<BR>Другое дело Петербургский морской порт -- основные ворота для экспорта сталепроката в страны Западной Европы. Интерес у "Северстальтранса" к порту существует давно, а дочерняя компания общества -- ЗАО "Нева-Металл" уже контролирует территории порта, примыкающие к 71-74 причалам Лесной гавани порта, и специализируется на перевалке и хранении черных металлов.<BR>По генеральной схеме развития Морского порта Петербург мощности по перевалке грузов контейнерного терминала к 2010 году должны быть увеличены в 6 раз -- до 2,5 млн тонн грузов год. Делая ставку на Петербург, "Северсталь" намерена контролировать все мощности порта, пригодные для хранения и перевалки сталепроката.<BR>Впрочем, по словам Никиты Мишина, у холдинга нет задачи постепенно выкупить весь петербургский порт в собственность. Не подтвердил он и слухов о покупке "Северстальтрансом" ЗАО "Первая стивидорная компания" ("ПерCтиКо") -- крупнейшей стивидорной компании в порту. "Такие переговоры не ведутся", -- заявил Никита Мишин.