Эсминцы для Китая завернули

Завтра, 15 января, два судостроительных предприятия Петербурга -- "Северная верфь" и Балтийский завод представят госкомпании "Рособоронэкспорт" предложения по выполнению экспортного заказа на постройку двух эскадренных миноносцев проекта 956 ЭМ (экспортны

Завтра, 15 января, два судостроительных предприятия Петербурга -- "Северная верфь" и Балтийский завод представят госкомпании "Рособоронэкспорт" предложения по выполнению экспортного заказа на постройку двух эскадренных миноносцев проекта 956 ЭМ (экспортный модернизированный). Борьба развернется за контракт стоимостью около $1,4 млрд. Он был подписан между Россией и Китаем 3 января 2002 года. На сегодня это самый крупный экспортный заказ в сфере надводного судостроения. Второй по величине суммы контракт выполняет ОАО "Балтийский завод": предприятие строит три фрегата для Военно-морских сил Индии стоимостью около $1 млрд.
Фальстарт Хотя еще недавно казалось, что этот заказ получит ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь". В предконтрактных переговорах о поставке двух миноносцев российской постройки в КНР из предприятий участвовало именно ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь". В декабре 2000 года верфь сдала Народно-освободительной армии Китая второй из двух эсминцев (проект 956 Э), построенных по экспортному контракту 1997 года. Поэтому и руководство "Северной верфи", и другие специалисты судостроения были уверены, что следующий китайский заказ достанется этому же заводу. Конкурс на выполнение экспортного военного контракта проводится в России впервые и в предельно сжатые сроки. Так, по словам генерального директора ОАО "Балтийский завод" Олега Шуляковского, ему стало известно о конкурсе лишь 4 января.
Ветер с моря дул... Неожиданный поворот событий с китайскими кораблями, по мнению многих специалистов, вызван попыткой решить проблемы "изголодавшегося" от отсутствия оплачиваемых заказов российского оборонно-промышленного комплекса. Дело в том, что кроме Балтийского завода и судозавода "Северная верфь" в конкурсе участвует ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" из Калининграда. По сравнению с петербургскими заводами у "Янтаря" гораздо более скромный портфель заказов. Кроме того, в конце 1999 года на "Янтаре" была запущена процедура банкротства, которая при поддержке правительственных структур (51% акций "Янтаря" принадлежит государству) завершилась подписанием летом 2000 года мирового соглашения. Побывавший после этого на заводе вице-премьер Правительства РФ Илья Клебанов пообещал оказать ему первостепенное внимание со стороны Правительства. (Именно Илье Клебанову, по информации судостроительных кругов Петербурга, и принадлежит инициатива проведения конкурса на получение китайского заказа.) Однако правительственная поддержка "Янтаря", судя по всему, оказалась не слишком эффективной. В 2001 году завод участвовал, но не выиграл в конкурсе претендентов на строительство корветов для Военно-морского флота России. Победила "Северная верфь", и первый корвет, получивший название "Стерегущий", был заложен на верфи в декабре прошлого года (см. "ДП" 228/01, www. dp.ru). "Янтарю" не суждено было достроить и фрегат "Новик", заложенный по заказу Российского военного флота в 1997 году. В строительство "Новика" было вложено 170 млн рублей. Но в 2001 году, оценив полную стоимость фрегата в 6,8 млрд рублей, военные заказчики признали корабль "тяжелым для завода и для флота" (см. "ДП" 229/01). Для сравнения: корвет "Стерегущий" оценен в 1,6 млрд рублей.