00:0014 января 200200:00
4просмотров
00:0014 января 2002
Завтра, 15 января, два судостроительных предприятия Петербурга -- "Северная верфь" и Балтийский завод представят госкомпании "Рособоронэкспорт" предложения по выполнению экспортного заказа на постройку двух эскадренных миноносцев проекта 956 ЭМ (экспортны
Завтра, 15 января, два судостроительных предприятия Петербурга -- "Северная
верфь" и Балтийский завод представят госкомпании "Рособоронэкспорт" предложения
по выполнению экспортного заказа на постройку двух эскадренных миноносцев
проекта 956 ЭМ (экспортный модернизированный).
Борьба развернется за контракт стоимостью около $1,4 млрд. Он был подписан между
Россией и Китаем 3 января 2002 года. На сегодня это самый крупный экспортный
заказ в сфере надводного судостроения. Второй по величине суммы контракт
выполняет ОАО "Балтийский завод": предприятие строит три фрегата для
Военно-морских сил Индии стоимостью около $1 млрд.
Фальстарт
Хотя еще недавно казалось, что этот заказ получит ОАО "Судостроительный завод
"Северная верфь".
В предконтрактных переговорах о поставке двух миноносцев российской постройки в
КНР из предприятий участвовало именно ОАО "Судостроительный завод "Северная
верфь". В декабре 2000 года верфь сдала Народно-освободительной армии Китая
второй из двух эсминцев (проект 956 Э), построенных по экспортному контракту
1997 года. Поэтому и руководство "Северной верфи", и другие специалисты
судостроения были уверены, что следующий китайский заказ достанется этому же
заводу.
Конкурс на выполнение экспортного военного контракта проводится в России впервые
и в предельно сжатые сроки. Так, по словам генерального директора ОАО
"Балтийский завод" Олега Шуляковского, ему стало известно о конкурсе лишь 4
января.
Ветер с моря дул...
Неожиданный поворот событий с китайскими кораблями, по мнению многих
специалистов, вызван попыткой решить проблемы "изголодавшегося" от отсутствия
оплачиваемых заказов российского оборонно-промышленного комплекса. Дело в том,
что кроме Балтийского завода и судозавода "Северная верфь" в конкурсе участвует
ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" из Калининграда.
По сравнению с петербургскими заводами у "Янтаря" гораздо более скромный
портфель заказов. Кроме того, в конце 1999 года на "Янтаре" была запущена
процедура банкротства, которая при поддержке правительственных структур (51%
акций "Янтаря" принадлежит государству) завершилась подписанием летом 2000 года
мирового соглашения.
Побывавший после этого на заводе вице-премьер Правительства РФ Илья Клебанов
пообещал оказать ему первостепенное внимание со стороны Правительства. (Именно
Илье Клебанову, по информации судостроительных кругов Петербурга, и принадлежит
инициатива проведения конкурса на получение китайского заказа.)
Однако правительственная поддержка "Янтаря", судя по всему, оказалась не слишком
эффективной.
В 2001 году завод участвовал, но не выиграл в конкурсе претендентов на
строительство корветов для Военно-морского флота России. Победила "Северная
верфь", и первый корвет, получивший название "Стерегущий", был заложен на верфи
в декабре прошлого года (см. "ДП" 228/01, www. dp.ru).
"Янтарю" не суждено было достроить и фрегат "Новик", заложенный по заказу
Российского военного флота в 1997 году. В строительство "Новика" было вложено
170 млн рублей. Но в 2001 году, оценив полную стоимость фрегата в 6,8 млрд
рублей, военные заказчики признали корабль "тяжелым для завода и для флота" (см.
"ДП" 229/01). Для сравнения: корвет "Стерегущий" оценен в 1,6 млрд рублей.