Сотовый рынок затрясло от 1 цента

Вчера, 25 декабря, на петербургском рынке мобильной связи началась ценовая война. Компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) беспрецедентно снизила стоимость исходящего разговора внутри собственной петербургской сети.

<BR><BR>Вчера, 25 декабря, на петербургском рынке мобильной связи началась ценовая война. Компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) беспрецедентно снизила стоимость исходящего разговора внутри собственной петербургской сети.<BR>Со вчерашнего дня МТС установили стоимость минуты исходящего разговора внутри собственной петербургской сети в размере 1 цента. Нововведение распространяется практически на все тарифы компании.<BR>Для руководства "Северо-Западного GSM" это стало полной неожиданностью. Вчера в 10.30 утра Константин Сухин, директор по маркетингу "Северо-Западного GSM", не смог прокомментировать сложившуюся ситуацию. "Позвоните мне через час, -- сказал он. -- Мы сейчас занимаемся анализом этого. Да, для нас нововведение МТС стало неожиданностью".<BR>"Мы стараемся всегда предпринимать шаги, которых от нас не ждут, -- заявила "ДП" Ева Прокофьева, пресс-секретарь МТС. -- Мы верны своей традиции, такой политики мы придерживаемся и в Москве".<BR>После анализа инициативы МТС на петербургском рынке Константин Сухин прокомментировал ситуацию следующим образом. "У москвичей не выдержали нервы, -- заявил он. -- Возможно, подобное резкое снижение одного из тарифных параметров вызвано низкими темпами подключений к сети. Пока темпы предновогодних подключений "Северо-Западного GSM" и МТС соотносятся как 5:1. Мы не собираемся реагировать на попытку развязать ценовую войну. Но не скрою, что наших абонентов с начала января ждут новые сюрпризы. О них будет объявлено до Нового года".<BR>За первые 2 недели с момента официального выхода на петербургский рынок (11 декабря) МТС подключили 17 тысяч абонентов, то есть около 1,2 тысячи в день. Руководство "Северо-Западного GSM" заявляет о темпах подключения -- не менее 5 тысяч ежедневно.<BR>"Изменение тарифов за несколько дней до Нового года -- довольно отчаянный шаг, ведь в предновогодней суете многие просто не успеют разобратся в этой карусели цифр, -- считает Андрей Климов, директор по маркетингу ОАО "Телекоминвест", которое является одним из совладельцев "Северо-Западного GSM". -- Спонтанность нового предложения выглядит тем более странно на фоне привычной антидемпинговой риторики уважаемого конкурента. Есть ощущение, что питерский менеджмент делает это "для галочки", чтобы показать "позитивную тенденцию" в конце года".<BR>Где деньги?<BR>Аналитики телекоммуникационного рынка с любопытством восприняли эту новость.<BR>"Наверно, у МТС были соображения сделать это, -- говорит Михаил Алексеев, ведущий консультант компании J'Son & Partners. -- Очевидно, что свою сеть они строили в расчете на 300.000-400.000 абонентов. Сеть "под ключ" построена компанией Ericsson, оборудование новое, смонтировано наверняка хорошо. Думаю, что их сеть в Петербурге выдержит резкий приток абонентов. В трафике МТС ничего не потеряет. Да, у них есть проблема со шлюзом ПТС (доступ к сети общего пользования. -- А.Е.). Но эта акция данной проблемы не коснется, так как звонки осуществляются лишь внутри сети МТС".<BR>"Снижение стоимости исходящего звонка, возможно, будет "заводить" корпоративных клиентов, -- продолжает он. -- Но непонятно пока, что преследуют в этой акции МТС. Может, просто приток абонентов. Может, компанией движет желание оставаться в фокусе потенциальных пользователей. Если верно второе, то им это удалось. МТС за время своего существования преуспели в стратегии удерживать публику в состоянии саспенса. Но что им эта акция даст в денежном выражении? Это надо просчитать".<BR>По словам Евы Прокофьевой, данная инициатива МТС в первую очередь направлена на привлечение новых абонентов. "Мы стимулируем развитие внутрисетевых разговоров, -- говорит она. -- Что, по нашим расчетам, должно привести к эффекту гравитации -- уже подключенные абоненты будут притягивать новых".<BR>По данным специалистов МТС, количество местных внутрисетевых звонков растет пропорционально увеличению числа абонентов. К примеру, после того, как число абонентов МТС в Москве превысило 1 млн человек, доля местных исходящих внутрисетевых звонков достигла 30-35% от общего числа исходящих звонков. Из этого можно сделать вывод, что на первом этапе потеря возможного дохода МТС от данной инициативы будет минимальной.<BR><B>В ущерб доходу</B><BR>По словам одного из аналитиков сотового рынка, пожелавшего остаться неизвестным, демпинговая политика на рынке может привести к тому, что показатель "ежемесячная выручка от продаж услуг в расчете на одного абонента" (ARPU) может упасть ниже возможной границы при существующем росте доходов населения. Проще говоря, абонент в среднем может заплатить больше, но оператор в пылу конкурентной борьбы снижает его издержки в ущерб своему доходу. Это произошло в Москве во времена ценовой войны между МТС и "ВымпелКомом". Сейчас ARPU в Москве у ведущих игроков сотового рынка составляет в среднем около $35 на абонента.<BR>"Со стороны МТС это сильный, неожиданный ход, -- говорит Алексей Яковицкий, аналитик по телекоммуникациям United Financial Group. -- Рад за них и за Петербург. В Москве внутрисетевой местный исходящий звонок МТС стоит 11-12 центов. В силу своих финансовых возможностей МТС могут себе позволить такие шаги, которые влияют на доход компании. Я бы не стал прогнозировать массовый отток корпоративных клиентов "Северо-Западного GSM". Потому что для корпоративных клиентов цена не является ключевым показателем, главное -- качество сети и обслуживание. Бизнес-абоненты уходят от оператора, только когда недовольны качеством обслуживания. Я думаю, что со своей инициативой МТС хотят привлечь абонентов с массового рынка. Для компании это вполне логичный ход на фоне затянувшегося выхода на петербургский рынок. Это поможет им быстро набрать критическую массу абонентов. На мой взгляд, 2002 год будет для Петербурга ключевым с точки зрения расстановки сил на сотовом рынке".<BR><B>Дуэт сформирован</B><BR>Аналитики предсказывают не очень хорошее будущее сотовым компаниям ЗАО "Дельта Телеком" и ОАО "Санкт-Петербург Телеком" (торговая марка FORA Communications). "Московский опыт показывает, что когда в конце 1999 года на рынок вышел "Би Лайн" с GSM-продуктом и вступил в конкуренцию с МТС, то рост компании МСС (стандарт NMT-450) остановился, -- рассказывает Алексей Яковицкий. -- Поэтому, когда на петербургском рынке появились два GSM-оператора, можно смело говорить о том, что рост других компаний приостановится. Их будущее весьма ограничено".