БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ НАДО ЗНАТЬ В ЛИЦО

Напомним: во втором номере "ДиБ" за 1998 год была опубликована статья "Благотворителей надо знать в лицо". О благотворительной активности иностранных компаний, работающих на российском рынке, свидетельствовали данные специального опроса, проведенного по

ВТОРАЯ ВСТРЕЧА<br> Напомним: во втором номере "ДиБ" за 1998 год была опубликована статья "Благотворителей надо знать в лицо". О благотворительной активности иностранных компаний, работающих на российском рынке, свидетельствовали данные специального опроса, проведенного по просьбе редакции журнала. Тогда, весной 1998 года, были получены сведения о деятельности 115 зарубежных компаний. С того времени в стране произошло много событий. Два из них, наиболее знаменательных — жестокий финансовый кризис осени 98-го года и отставка президента - существенно изменили ситуацию в экономической сфере страны, заставили работающий в ней иностранный бизнес внести коррективы в свою тактику и стратегию деятельности. В том числе и в проводимую благотворительную политику. Увы, не всегда в пользу российского третьего сектора. Сегодня все мы живем в ожидании перемен. Хотелось бы, конечно, - к лучшему. По крайней мере, надежду на то стараемся не терять. Некоммерческие организации, пострадавшие от кризиса и утерявшие было контакты с западными филантропами, по-прежнему настроены решительно в поисках финансовых источников. Причем, не столько за счет ожиданий помощи от западных (или российских) бизнесменов, но прежде всего в собственной деловой активности. Хотя ожидания российских НКО благотворительной помощи от коммерческого сектора, в том числе и от западных фирм, продолжают оставаться высокими. Мы решили вновь обратиться к уже знакомым по прошлому социологическому опросу иностранным компаниям, чтобы понять, как они себя чувствуют сегодня, в начале 2000 года. Что поменяли они за прошедшее время в своей филантропической политике. По-прежнему ли убеждены, что их благотворительная деятельность в России, несмотря на все передряги в ее политической и рыночной сфере, работает на демократическое будущее российского общества. Изменился ли к 2000 году "состав игроков"? Используя этот спортивный термин, попробовали выяснить: все ли из опрошенных нами в 1998 году западных фирм остались в России? Оказалось: Из всех компаний, участников опроса 1998 года, в России в 2000 году осталось 63,6%. Остальные ушли с российского рынка. Наш следующий вопрос: изменилась ли и в каких пропорциях их филантропическая активность? В 1998 году благотворительной деятельностью занималось 29% иностранных компаний, в 2000 году - 25%. Из компаний, занимавшихся благотворительностью в 1998 году, 56% продолжают свою благотворительную политику и сегодня. 34% компаний, занимавшихся благотворительностью в 1998 году, ушли с российского рынка. 10% компаний, занимавшихся благотворительностью в 1998 году, оставшись на российском рынке, перестали осуществлять благотворительную деятельность. Теперь, определившись с измененным "составом благотворительной команды" иностранного бизнеса в России-2000, посмотрим: насколько изменилась ее тактика и стратегия. Здесь нагляднее будет привести данные нашего опроса в таблицах. Они достаточно красноречивы: 17,1% респондентов оценили условия и перспективы развития благотворительности в России как удовлетворительные, 44,3% - как неудовлетворительные. 38,6% отказались дать более-менее определенную оценку. И никто из опрошенных не решился охарактеризовать ситуацию в благотворительной сфере России как хорошую и внушающую безусловный оптимизм.<br><br>МОТИВЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ: "ДО И ПОСЛЕ"<br>В заключение некоторыми выводами по результатам опроса и практическими наблюдениями делится наш эксперт - менеджер отдела по работе с донорами CAF Россия, Наталья Каминарская: - При первом взгляде на цифры социологического опроса возникает мысль: ну вот, и здесь у нас все плохо, с рынка уходят как раз те компании, которые помогали, а остаются социально "безответственные", к которым и подходов-то не найти. Но, приглядевшись внимательнее, понимаешь: общее число благотворителей по сравнению с этим показателем в 1998 году изменилось не так уж сильно. То есть объем оказываемой помощи остался практически прежним, просто теперь она поступает из других источников. А это уже показательно. Несмотря на то, что ник<br>то из респондентов не считает существующие российские условия благоприятными для занятий филантропической деятельностью, за последние два года ряд иностранных компаний изменили свое к ней отношение и начали заниматься благотворительностью в России. Не исключаю, что подобный поворот событий был напрямую связан с их решением оставаться на российском рынке и удерживать своих клиентов и потребителей в условиях кризиса, а также возрастающей конкуренции со стороны российских компаний. Самый важный факт в данных приведенного исследования, на мой взгляд, - отрицательная оценка перспектив благотворительной деятельности в России. Вообще не очень понятно, что подразумевается под перспективами такой деятельности и по каким критериям можно ее оценить. Скорее же всего негативная оценка вызвана большим количеством благотворительных организаций и фондов, возникших за последние годы в крупных городах страны, и их массовыми и не всегда ответственными обращениями к иностранным компаниям за помощью. Кроме приведенных критериев опроса, хотелось бы более подробно ознакомиться с принципом работы компаний с запросами о помощи, а также понять "географические" аспекты благотворительной деятельности компаний в смысле географии благополучателей, их связь с профессиональной направленностью благотворителя. К сожалению, опрос отражает лишь позицию иностранных компаний в отношении филантропической деятельности в России. Было бы интересно поместить рядом аналогичную статистику и по российским бизнес-структурам. Основные средства, расходуемые на благотворительность, сосредоточены у богатых людей. Сколько богачей в Америке? В 1989 г. насчитывалось три миллиона миллионеров. Спустя семь лет число лиц, располагающих состоянием в миллион и больше, выросло до 4,1 млн.<br>Это и есть база филантропии. (Правда, полагают, что "хорошая жизнь" в Америке начинается с 25 млн. — если доход семьи ниже, она считается не богатой, а всего-навсего обеспеченной). В 1990 г. американцы пожертвовали на "творение благ" 111,5 млрд. долл., в 1996 г. — 151 млрд. Цифра — астрономическая, да и рост (с учетом инфляции — на 43%) просто небывалый. Богачи очень серьезно относятся к благотворительности. Раньше считалось, что расстаться с деньгами несложно: выписал чек на десять тысяч местной опере — и спи со спокойной совестью. В конце концов, это дело фантазии, это прихоть: кому хочу, тому дарю. Ныне восторжествовал иной взгляд: благотворитель несет перед обществом ответственность за то, насколько правильно он распорядился своим богатством. Он не должен поддерживать социально неоправданные и тем более вредные начинания. Как отличить добро от зла? Нужны специальные знания, которыми вооружают богачей специальные школы и курсы (помимо традиционных факультетов в университетах).<br>