Топ-менеджеры ищут властное место

В России сформировался класс менеджеров, не желающих быть владельцами, но готовых управлять компаниями. Проблема в том, что нет предложений, способных удовлетворить такой топ-спрос.

<BR><BR>В России сформировался класс менеджеров, не желающих быть владельцами, но готовых управлять компаниями. Проблема в том, что нет предложений, способных удовлетворить такой топ-спрос.<BR>По мнению Юлии Никитиной, генерального директора петербургского офиса Boyden, карьера топ-менеджеров идет по двум путям развития: западному и славянофильскому. При этом какой компании отдавать предпочтение, зависит от темперамента и эстетического выбора.<BR><B>Классовая борьба</B><BR>Карьера в "западной" компании влечет за собой предсказуемость, расширение собственных полномочий, четкую иерархию и прочие приятные "мелочи" при условии, что топ согласен находиться "на военном положении", исполняя все директивы, и не делая шаг влево -- шаг вправо.<BR>Второй путь развития гарантирует большую мобильность, но вместе с тем полную непредсказуемость, неопределенность и отсутствие делегирования. Почему же топам связывают руки? Как правило, момент подрастания или появления в команде российской компании перспективного сотрудника приводит к однозначной "гримасе" первого лица: когда-то он сам, будучи сильной личностью, "взял" компанию в свои руки, поэтому его, в свою очередь, не могут не пугать амбиции нового лидера. Другая причина отсутствия делегирования связана с обычаями и нравами российского бизнеса: практически каждая компания начиналась со связей, сейчас ведение дел выходит на новый виток, но чисто психологически, боясь потерять свои позиции, первые лица опасаются делиться наработками. <BR><B>Топы в законе</B><BR>У двусмысленных отношений между владельцами и топами есть свои причины, которые связаны в том числе и с неопределенностью законодательства. К примеру, юристы еще не договорились, каким законодательством пользоваться в отношении топа -- об акционерных обществах, например, или же о труде. Теоретики склоняются к "акционерным обществам", а на практике суды общей юрисдикции прибегают к трудовому праву, которое пока предпочитает отстаивать права наемника, нежели владельца. С принятием нового КЗоТа владелец будет защищен в большей степени, что, вероятно, увеличит доверие к нанятому управляющему. Также в законодательстве еще не оговорено, например, то, что топ-менеджер не имеет права после увольнения устраиваться на работу к конкурентам или же заниматься схожим бизнесом. Хотя в российской практике такое уже и практикуется, на самом деле топ-менеджеры могут не выполнять этот пункт. С другой стороны, и у топ-менеджеров существуют вопросы к законодательству: нигде не сказано, в каком объеме управляющий должен восстанавливать убытки, причиненные компании, поэтому приходится расплачиваться в полном объеме.<BR><B>Живая жизнь</B><BR>Тем не менее, как заметила заместитель генерального директора -- директор по организационному развитию и управлению персоналом "Ростелекома" Марина Олешек, в Москве владельцы постепенно начинают отходить от дел, отдавая свои полномочия топ-ставленникам, а предпочтения -- "альпийской горке" и прочим проявлениям человеческой слабости. К примеру, среди тех, кто уже отважился оставить свой бизнес управляющему, можно назвать учредителя "ВымпелКома" (торговая марка "БиЛайн") Дмитрия Зимина. Причинами, по которым владельцы превращают свой бизнес в хобби, очевидны. Это усталость, возраст, а также кризис 1998 года. По мнению Марины Олешек, в этот период на рынок труда выбросило огромное количество высококлассных управленцев, к которым (другого выхода не было) приходилось обращаться владельцам, обнаруживающим при этом профессионализм, заслуживающий доверия.<BR><B>Корпоративная данность</B><BR>По словам Гарри Уилсона, экс-генерального директора Coca-Cola St.Petersburg Bottlers Russia, развитие компании обуславливает корпоративная культура, носителем которой выступает топ-менеджер, создающий, внедряющий и поддерживающий баланс "нужных людей", корпоративных ценностей и кодекса поведения. При этом ему самому тоже требуется исповедовать данную "религию", что, как показывает практика, по силам не всем топам. Так, Гарри Уилсон сетовал на то, что однажды в России ему пришлось уволить одного директора за то, что во время обеда тот начал вслух мечтать о "Пепси-Коле".<BR>Кроме того, российские топ-менеджеры недостаточно импровизируют в способах мотивации. Так, Гарри Уилсон, когда нужно было увеличить план по продажам в петербургском представительстве Coca-Cola, приходил на работу пораньше, чтобы успеть встать на дороге у "сейлзов", отъезжающих с напитками, и помахать им рукой. "Рука", как ни странно, приносила свои плоды.<BR><B>Таланты и поклонники</B><BR>Несмотря на то что топовые позиции требуют опыта, руководители компании иногда "пускают" на них специалистов юного возраста или же другого профиля: несмотря на технологичность, к которой стремится российский бизнес, талант остается востребованным. Так, например, в "Ростелеком", компанию, объединяющую десятки тысяч людей, на работу в качестве финансового директора недавно приняли 26-летнего молодого человека. А Рик Мейси, коммерческий директор компании "Комстар", признается в том, что, когда он работал в Кемерово и предпочитал русской бане с охотой тихие вечера в баре, за стойкой он нашел человека, который вскоре стал эффективным директором по продажам. Главным качеством бармена, на которое "клюнул" Рик, было умение внимательно слушать людей.<BR>