Покупатели прицениваются к порту

Определились основные претенденты на 22%- ный пакет акций ОАО "Мурманский морской торговый порт" (ММТП) из 60%, находящихся в федеральной собственности.

<BR><BR>Определились основные претенденты на 22%- ный пакет акций ОАО "Мурманский морской торговый порт" (ММТП) из 60%, находящихся в федеральной собственности.<BR>Распоряжением Правительства РФ от 30 октября 2001 года поручено Минимуществу России и Российскому фонду федерального имущества осуществить его продажу на специализированных аукционах за $9,5 млн.<BR>Среди потенциальных покупателей генеральный директор ОАО "Мурманский морской торговый порт" Валерий Никулин предположительно называет НК "ЛУКОЙЛ", ГМК "Норильский никель" и холдинговую группу "Роспром". У каждой компании есть свой коммерческий интерес.<BR><B>Возможный игрок</B><BR>Директор по маркетингу ОАО "Апатит" (Кировск) Александр Александров считает, что покупка акций ММТП очень интересна акционерному обществу, но что думает по этому поводу управляющая компания "Роспром-Юкос" -- он не в курсе.<BR>Вместе с тем Александр Александров отмечает: "Стоимость пакета чрезвычайно завышена. Реальная цена -- от $1,5 млн. Я не думаю, что за $9,5 млн, как это предлагается, кто-либо этот пакет купит. Столь высокая планка, предполагаю, создана для того, чтобы прощупать настроение промышленно-финансовых групп. Возможно, кому-то это нужно, чтобы отсечь всех конкурентов. Затем этот "некто" купит пакет акций за гораздо меньшую стоимость".<BR>Александр Александров расширил список претендентов, назвав группу МДМ. В этот холдинг входит Ковдорский ГОК -- единственный конкурент на рынке фосфорных удобрений ОАО "Апатит". И хотя через Мурманский порт ГОК переваливает своих грузов вполовину меньше, чем кировское предприятие, в целом в активно-агрессивную покупную политику группы эта гипотеза вписывается.<BR><B>Сфера интересов</B><BR>Разногласия, возникающие между ОАО "Мурманское морское пароходство" (где 52% акций принадлежит НК "ЛУКОЙЛ") и ГМК "Норильский никель" из-за тарифной политики на проводку атомными ледоколами транспортных судов горной компании, периодически "утрясаются". Одним надо содержать ледокольный флот, который находится в доверительном управлении, другим -- снижать себестоимость своей продукции.<BR>У ГМК "Норильский никель" сегодня весьма целенаправленная политика: модернизация производства, с тем чтобы значительно снизить себестоимость продукции, разработка собственных рудников и покупка иностранных, вплоть до металлургических мощностей, использование более глубокой переработки металлов. И все это делается для того, чтобы стать мировым лидером на рынке цветных и драгоценных металлов.<BR><B>Это вряд ли</B><BR>Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов в письме на имя председателя Правительства РФ Михаила Касьянова предложил оставить 51% (от уставного капитала) акций ОАО "Мурманский морской торговый порт" в федеральной собственности или рассмотреть возможность уменьшения пакета акций, подлежащего продаже, дабы не ослабить государственный контроль. Это предложение вряд ли найдет поддержку в Москве.<BR>Во-первых, при уменьшении пакета акций, выставляемых на продажу, теряется смысл совершения покупки для серьезного покупателя.<BR>С другой стороны, порт разделен на две части: на государственную -- это Морская администрация порта (акватория, причалы, земля и пр.), и на акционерное общество, арендующее это имущество и землю. И государство всегда будет на этом зарабатывать, а поэтому основного влияния не потеряет.<BR>Резонно предположить: в отношении какой компании у государства протекционистская политика, та и станет победителем торгов. Тем более что Постановление Правительства РФ от 1998 года подняло ОАО "ММТП" в ранг стратегически важного для государства хозяйственного объекта.<BR><B>Справка</B><BR>До сегодняшнего дня 60%-ный пакет акций ОАО "Мурманский морской торговый порт", находясь в госсобственности, приносил ежегодную прибыль владельцу около $250 тыс.