00:0014 декабря 200100:00
12просмотров
00:0014 декабря 2001
Общественный совет по инженерному обеспечению Петербурга, образованный при Территориальном управлении Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства пару лет назад, объединяет все предприятия естественных монополий Петербурга.
<BR><BR>Общественный совет по инженерному обеспечению Петербурга, образованный при Территориальном управлении Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства пару лет назад, объединяет все предприятия естественных монополий Петербурга.<BR>О том, как антимонопольное ведомство участвует в работе союза монополистов и что это общественное объединение уже успело сделать, рассказывает Олег Коломийченко, руководитель Территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Санкт-Петербургу и Ленобласти (МАП).<BR>"Я не вижу ничего неестественного в том, что подобный союз монополий был создан при антимонопольном ведомстве. На самом деле монополия -- вещь объективная, она возникает и исчезает постоянно, и бороться с ней бессмысленно. Антимонопольные органы борются с монополизмом, то есть со злоупотреблением рыночной силой.<BR>У моего ведомства есть и другая функция -- это поддержка предпринимательства. Развитие экономики и бизнеса без стабильной работы естественных монополистов невозможно. А чтобы работа монополий была стабильной, надо понимать, как они работают, какие у них беды и болячки. Учитывая, что все эти предприятия регулируемы, нужно обеспечить эффективность этого регулирования. Именно антимонопольное ведомство может предлагать другим регулирующим органам более эффективно работать. Мы работаем с Региональной энергетической комиссией, администрацией.<BR>Создание этого клуба монополистов меня нисколько не останавливает в моей антимонопольной деятельности. Я всегда говорил и говорю, что уровень прозрачности работы всех крупнейших предприятий недостаточен. Все участники клуба, кроме, наверное, "Лентрансгаза", так или иначе были нашими клиентами, то есть мы возбуждали против них дела, наказывали их. Это обычная работа, которая продолжается и сегодня, сейчас против Октябрьской дороги у нас 10 дел, с ПТС и "Ленэнерго" есть дела.<BR>Хотя, не скрою, работать с этими ребятами в рамках совета очень сложно. Во-первых, потому что все они люди очень занятые и собрать их в одно время в одном месте тяжело. Во-вторых, они двойственно относятся к клубу. С одной стороны, все понимают его необходимость, с другой -- все понимают, что раскрывать перед антимонопольным ведомством все может быть опасно. Поэтому некоторую информацию, связанную с финансовой действительностью, которая, может быть, была бы полезна, они дают дозированно.<BR><B>Прекрасное далеко</B><BR>Похвастаться решением каких-либо конкретных проблем совет пока не может, все находится в работе. А создавались мы для решения определенных задач. Прежде всего все эти предприятия являются поставщиком и потребителем услуг друг друга. Например, ТЭК, "Ленэнерго", "Водоканал", ОЖД очень много работают друг на друга. Поэтому их бизнес очень сильно зависит от того, как меняются тарифы у их партнеров. "Ленэнерго" тарифы подняло -- считай, что надо поднимать тарифы у всех остальных. Единой политики в этом плане нет, как правило, по времени это не совпадает. Необходимость хоть как-то координировать эти проблемы была очевидна.<BR>Второй вопрос в том, что все члены совета как естественные монополисты регулируемы и не защищены от произвола регулирующего органа. Нет механизма, определяющего, когда регулирующий орган должен принимать решение, в каких условиях: в зависимости от инфляции, в зависимости от цен на углеродное сырье, нефть и газ. Кроме того, у всех естественных монополистов одинаковые проблемы с бюджетом и льготниками. Основные неплательщики -- бюджеты, военные, например. С льготниками то же самое: льготы устанавливают, но за них никто не платит.<BR>Все эти вопросы ставились, когда создавался совет. Кроме того, более тесные контакты в смысле взаимного кредитования, взаимного ведения бизнеса могли бы стабилизировать рост тарифов в целом.<BR><B>Долой сопротивление</B><BR>В прошлом году мы много работали по закону о тарифной политике Петербурга. Этот закон обсуждался довольно долго, вначале внутри клуба, потом с потенциальным разработчиком, потом результаты разработки мы поправляли, потом представляли проект закона в Законодательное собрание.<BR>По проблеме льготников идет сейчас большая работа. Я надеюсь, что в начале 2002 года она будет завершена и будет предложен конкретный механизм учета льготников и предоставления адресной помощи. Впервые в России идет исследование того, какие вообще льготники есть, какие льготы и как они получают, анализируется вся имеющаяся статистика.<BR>Мы пытаемся повлиять на ситуацию с подключениями инженерных сетей. Но надо учитывать, что решение всех этих проблем имеет достаточно мощное сопротивление. Если мы, например, говорим о подключениях, то можно отметить, что администрации выгодно, чтобы в этом деле как можно дольше был бардак.<BR>Когда мы говорим о Законе "О тарифной политике" и утверждаем, что изменение тарифов должно происходить автоматически при изменении каких-либо условий, это означает, что губернатор уже не может сказать: "Не принимайте этот тариф, потому что у меня выборы завтра". Это опять же встречает сопротивление.<BR>Когда мы говорим о проблеме льготников, мы толкаем органы управления проводить работу, которая им не нравится, а именно двигаем их на то, чтобы обеспечить адресную помощь людям, а не просто продекларировать эту помощь, но не отвечать за нее. Почему ПТС или "Ленэнерго" должны обеспечивать эти льготы. Никто не борется с льготами, но оплачивать их должны не отдельные предприятия, которые просто переложат эти льготы на плечи остальных плательщиков. Ищем пути, как преодолевать все это сопротивление".