Анализ основных проблем в области государственного регулирования цен

Анализ основных проблем в области государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию естественных монополий в 2002 году

<BR><BR><B>Анализ основных проблем в области государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию естественных монополий в 2002 году</B><BR>Жесткая тарифная политика, направленная на экономию эксплуатационных расходов в отраслях естественных монополий, позволила не только не повышать цены на их продукцию, но даже снизить средний уровень цен.<BR>При этом оптовые цены производителей промышленной продукции значительно выросли, а бюджетные дотации практически были сведены к нулю.<BR>Все это было в период с 1998 по 1999 год.<BR>За весь посткризисный период рост цен естественных монополий был ниже уровня инфляции в промышленности и на потребительском рынке.<BR>В итоге такие услуги, как внутрироссийские железнодорожные перевозки, пассажирские железнодорожные перевозки, поставки газа российским потребителям, стали убыточными.<BR><B>Анализ</B><BR><B>основных проблем</B><BR>После финансового кризиса в августе 1998 года повышение регулируемых цен на федеральном уровне не проводилось до ноября 1999 года, в то время как цены в промышленности выросли в 2 раза, а на потребительском рынке -- в 2,4 раза.<BR>С ноября 1999 года регулируемые цены стали повышаться. При этом по отдельным видам продукции темпы прироста цен были выше, чем инфляция в промышленности.<BR>Повышение цен (тарифов) с ноября 1999 года по октябрь 2001 года было выше, чем уровень инфляции за указанный период, тем не менее оно не компенсировало относительное снижение цен в предыдущий период.<BR>С декабря 1997 года по октябрь 2001 года тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей в среднем по России увеличились в 2,1 раза, оптовые цены на газ для промышленных потребителей -- в 1,65 раза, грузовые тарифы на железнодорожные перевозки во внутреннем сообщении -- в 2,02 раза, в то время как на внутреннем рынке цены производителей в промышленности выросли в 3 раза, а цены на потребительском рынке -- в 3,5 раза.<BR>За период с 1998 года по сентябрь 2001 года в естественных монополиях затраты на производство повысились адекватно инфляции -- в 2,7- 2,9 раза.<BR>В газовой отрасли рост затрат был скомпенсирован за счет увеличения экспортных цен на газ в 2000-2001 годах, на железнодорожном транспорте -- за счет существенного увеличения объемов перевозок и роста тарифов на экспортно-импортные грузы. В энергетике, ориентированной в основном на внутренний рынок, вследствие роста затрат, опережающего рост цен на ее продукцию, и снижения рентабельности производства произошло в 1999-2000 годах увеличение доли убыточных предприятий. Вместе с тем следует отметить, что снижение неплатежей покупателей за поставленную продукцию естественным монополиям сказалось на росте сальдированной прибыли.<BR>В 2001 году тенденция к увеличению доли продукции, оплаченной деньгами, сохраняется, что благоприятно сказалось как на общем финансовом состоянии организаций естественных монополий, так и на их платежах в бюджетную систему.<BR>По данным МНС России, уровень оплаты текущих налоговых платежей по федеральным налогам и сборам естественными монополиями за январь-сентябрь 2001 г. в среднем составил 100% (по ОАО "Газпром" -- 102%, по РАО "ЕЭС России" -- 108%, по железным дорогам МПС России -- 82%).<BR>Задолженность по налогам в январе-сентябре 2001 года по организациям ОАО "Газпром" уменьшилась на 13,7%, по организациям РАО "ЕЭС России" -- на 11,8% и по этим двум компаниям на 1 октября 2001 года составила 48,4 млрд рублей. Из них недоимка составила 6,8 млрд рублей по ОАО "Газпром" и 10,9 млрд рублей по РАО "ЕЭС России", отсроченные платежи -- 21,0 млрд рублей и 13 млрд рублей соответственно.<BR>Задолженность железных дорог МПС России с начала года возросла на 47,1% и на 1 октября 2001 года составила 15,3 млрд рублей. При этом недоимка по федеральным налогам составила 11,3 млрд рублей, отсроченные платежи -- 1,9 млрд рублей. Кроме того, задолженность по пени и налоговым санкциям по федеральным налогам и сборам на 1 октября 2001 года составила 15,2 млрд рублей.<BR>Несмотря на улучшение в 2000-2001 годах состояния расчетов с потребителями за поставляемые им энергоресурсы, вопрос погашения задолженности, образовавшейся в прошедшие годы, по-прежнему является одной из важнейших проблем финансового оздоровления естественных монополий.<BR>Так, задолженность потребителей за газ сократилась с 98,2 млрд рублей по состоянию на 1 января 2001 года до 68,6 млрд рублей по состоянию на 1 сентября 2001 года. Однако величина ее остается еще значительной и составляет порядка 70% от годовой стоимости газа. Абонентская задолженность потребителей за отпущенную электро- и теплоэнергию с начала 2001 года сократилась всего на 16,6 млрд рублей и по состоянию на 1 октября 2001 года составила 99,4 млрд рублей.<BR>По оценке Минэкономразвития России, в отраслях естественных монополий в 1999-2001 годах производилось около 12% ВВП, в том числе на электроэнергетику приходилось около 3,5% объема ВВП, газовую промышленность -- примерно 0,6%, железнодорожный и трубопроводный транспорт -- около 6%, связь -- почти 1,5%.<BR>По данным Госкомстата России, в 2000 году на долю крупных и средних предприятий, основными видами деятельности которых являлись электроэнергетика, нефтедобывающая и газовая промышленность, железнодорожный и магистральный трубопроводный транспорт, а также связь, приходилось около половины всех инвестиций в основной капитал по России.<BR>Возможности для сдерживания цен на продукцию естественных монополий имеют свои ограничения, поэтому прогнозом на 2002 год предусмотрено повышение уровня цен (тарифов) в естественных монополиях.<BR><B>Аргументы в пользу повышения тарифов</B><BR>1. Уровень цен (тарифов) на продукцию естественных монополий в октябре 2001 г. по отношению к ценам промышленности 1997 года составил: на электроэнергию для промышленных потребителей -- 0,73; на газ для потребителей -- 0,55; на грузовые железнодорожные перевозки -- 0,67.<BR>2. Уровень цен на энергоносители в России в настоящее время ниже по сравнению с мировым и европейским уровнями (цена на электроэнергию в России составляет 1,8 цента за кВтъч при 5-8 центах за кВтъч в европейских странах, на газ -- примерно $15-16 за тыс. м3 при $160-170 соответственно). При таком уровне цен газовая отрасль не заинтересована в поставках газа на внутренний рынок, которые являются убыточными, а финансовое состояние энергетики не позволяет в должном объеме производить замену выбывающих и устаревших производственных фондов, что ставит под угрозу обеспечение потребностей производства энергоресурсами.<BR>Кроме этого, низкий уровень рентабельности в электроэнергетике (за 1999 год -- 11,2%, за 2000 год -- 12,1%) делает отрасль непривлекательной для инвесторов.<BR>3. Заниженный уровень цен (тарифов) на топливно-энергетические ресурсы не стимулирует энергосбережение.<BR>4. Необходимо ориентироваться на сложившееся в мире соотношение цен на энергоносители (уголь, газ, мазут). Согласно мировому опыту это соотношение цен в пересчете на теплотворную способность должно быть 1 : 1,2 : 1,3, тогда как в России оно составляет 1 : 0,65 : 2,4.<BR>Параметры и сроки повышения цен и тарифов в естественных монополиях проектировались прежде всего исходя из необходимости удержания в целевых рамках инфляции (13%) и темпов экономического роста (прирост ВВП на 4,3%) с учетом намеченных основных мер и параметров макроэкономической и денежно-кредитной политики на 2002 год.<BR>Параметры,<BR><B>заложенные</B><BR><B>в проект бюджета</B><BR><B>Газ</B><BR>На 20% в январе. Средний прирост за 2002 год к 2001 году составит 20%.<BR><B>Электроэнергия</B><BR>В январе -- на 20%, в июне -- на 10%. Средний прирост тарифов в электроэнергетике за 2002 год к 2001 году составит 28%.<BR>Более высокое повышение тарифов в электроэнергетике по сравнению с ценами на газ предусмотрено с учетом худшего финансового положения электроэнергетики в настоящее время.<BR><B>Грузовые железнодорожные перевозки</B><BR>Повышение тарифов на 15-18% в январе, в марте -- на 15% (реализация второго этапа унификации -- отмена международных тарифов на перевозки экспортно-импортных грузов через сухопутные переходы). При этих условиях средний прирост тарифов за 2002 год к 2001 году составит 48%.<BR><B>Последствия</B><BR>По оценке, проектируемый рост цен (тарифов) на электроэнергию, газ и грузовые железнодорожные перевозки в соответствии с данным (базовым) вариантом за январь-декабрь 2002 г. даст прирост потребительских цен на 3,4-3,6 процентных пункта (с учетом повышения оплаты услуг, оказываемых естественными монополиями для населения), что, по расчетам, не позволит выйти за рамки целевого уровня инфляции (13%) на 2002 год и не скажется на замедлении экономического роста.<BR>Расчеты показывают, что повышение регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий в проектируемых масштабах не окажет существенного влияния на уровень инфляции в промышленности, так как в затратах промышленности доля продукции естественных монополий за последние 3 года не увеличилась и сохраняется относительно невысокой.<BR>За счет предлагаемого повышения цен на продукцию естественных монополий прирост прямых затрат потребителей в среднем по промышленности в 2002 году будет почти таким же, как в 2001 году, и, по оценке, составит 3,6% к предыдущему году. Повышение регулируемых цен на продукцию естественных монополий приведет к приросту цен в промышленности на 2,5-3 процентных пункта, а общий прирост цен в промышленности на внутреннем рынке на 2002 год проектируется в размере 11-13%, что в перспективе может привести к дефициту топливно-энергетических ресурсов.<BR><B>Вариант повышения цен, предлагаемый монополистами</B><BR><B>Газ</B><BR>Повышение цен в январе на 20%, в июне -- на 25,2% (с января по декабрь 2002 года цены прирастут на 50%). Средний прирост цен за 2002 год к 2001 году составит 37,6%, что на 17,6 процентных пункта выше, чем в базовом варианте.<BR>Предлагаемое ОАО "Газпром" повышение цен на газ, поставляемый на внутренний рынок, планируется исходя из следующего: в целом по ОАО "Газпром" рост выручки (без НДС и акцизов) -- на 4,7%, затрат на производство -- на 14,2%, в том числе материальных затрат -- на 19,3%, оплаты труда -- на 15,3%, прочих затрат -- на 12,7%. При этом ОАО "Газпром" прогнозирует снижение по сравнению с 2001 годом прибыли с 163,8 до 143,0 млрд рублей, рентабельности -- с 54,8 до 41,9% и недостаток средств до уровня самофинансирования в размере 72,1 млрд рублей. Сохранится минимальная (-4,3%) убыточность газа, поставляемого на внутренний рынок.<BR><B>Электроэнергия</B><BR>С февраля -- на 34%, средний прирост тарифов за 2002 год к 2001 году -- на 44%, что на 16 процентных пунктов выше, чем в базовом варианте.<BR>Предлагаемое повышение РАО "ЕЭС России" тарифов на электрическую энергию планируется исходя из следующего: рост выручки (без НДС и акцизов) -- на 44,8%, затрат на производство -- на 42%, в том числе материальных затрат -- на 27,7%, оплаты труда -- на 16,7%, прочих затрат -- на 66,7%.<BR>При данном варианте обеспечивается увеличение по сравнению с 2001 годом прибыли с 34 до 60 млрд рублей, повышение рентабельности -- с 10,6 до 13%. Недостаток средств до уровня самофинансирования уменьшится с 53 до 13 млрд рублей.<BR><B>Грузовые железнодорожные перевозки</B><BR>Средний прирост тарифов прейскуранта за 2002 год к 2001 году -- на 66% (декабрь 2002 года к декабрю 2001 года -- на 61%).<BR>Параметры роста тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом определены МПС России исходя из следующего в целом по отрасли: рост грузооборота -- на 4,2%, доходов -- на 34%, затрат на производство -- на 51,3%, в том числе среднемесячной заработной платы -- на 75%, материальных затрат -- на 26,7%, амортизации -- на 39,4%, прочих затрат -- в 3 раза. При этом МПС России прогнозирует убыток в размере 0,5 млрд рублей и недостаток средств до уровня самофинансирования в размере 43,6 млрд рублей.<BR><B>Вывод</B><BR>В случае реализации предложений естественных монополий произойдет резкое увеличение темпов роста потребительских цен до 19-21% (на 17,5-18,5% в среднем к предыдущему году). Инфляция в промышленности с января по декабрь 2002 года увеличится до 18-21% (в среднем за 2002 год к 2001 году -- на 13-14,5%), темпы прироста ВВП -- 3,7-3,8%.<BR><B>Еще два варианта</B><BR>В целях поиска наиболее оптимального решения Министерством экономического развития и торговли России были рассмотрены два варианта.<BR><B>Первый вариант</B><BR><B>Газ</B><BR>Повышение цен в январе на 20%, в июне -- на 15% (с января по декабрь 2002 года цены прирастут на 38%). Средний прирост цен за 2002 год к 2001 году составит 30%, что на 10 процентных пунктов выше, чем в базовом варианте.<BR><B>Электроэнергия</B><BR>Всего -- на 46%, в два этапа -- в феврале на 22% и в июле -- на 20%. Средний прирост тарифов в электроэнергетике за 2002 год к 2001 году составит 35,5-36,5%, что на 8 процентных пунктов выше, чем в базовом варианте.<BR><B>Грузовые железнодорожные перевозки</B><BR>Во внутреннем сообщении индексация тарифов в феврале на 22% и в марте -- на 10% (реализация второго этапа унификации). Прирост тарифов прейскуранта в среднем за 2002 год к 2001 году составит 50%, декабрь 2002 года к декабрю 2001 года -- 34%.<BR><B>Последствия</B><BR>По оценке, данный рост цен и тарифов на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки даст увеличение потребительских цен за январь-декабрь 2002 года на 5,4-6,1 процентных пункта. Инфляция на потребительском рынке составит 15-16%, темпы прироста ВВП -- 4-4,1%.<BR>Прирост затрат в промышленности в среднем за 2002 год к 2001 году составит в среднем 4,4%, инфляция в промышленности -- 11,5-12%.<BR>Для энергоемких отраслей промышленности (химическая и нефтехимическая промышленность, цветная и черная металлургия, нефтепереработка и др.) данное повышение цен в естественных монополиях также приведет к достаточно высокому росту затрат, что в условиях ухудшения конъюнктуры на мировых рынках может способствовать снижению объемов производства.<BR><B>Второй вариант</B><BR><B>Газ</B><BR>Повышение цен в январе -- на 20%, в июне -- на 10% (с января по декабрь 2002 года цены прирастут на 32%). Средний прирост цен за 2002 год к 2001 году составит 27%, что на 7 процентных пунктов выше, чем в базовом варианте.<BR><B>Электроэнергия</B><BR>Всего -- на 40%, в два этапа -- в феврале на 22% и в июле -- на 15%.<BR>Средний прирост тарифов в электроэнергетике за 2002 год к 2001 году составит 32-33%, что на 4-5 процентных пунктов выше, чем в базовом варианте.<BR><B>Грузовые железнодорожные перевозки</B><BR>Во внутреннем сообщении -- индексация тарифов в феврале на 20% и в марте -- на 10% (реализация второго этапа унификации). Прирост тарифов прейскуранта в среднем за 2002 год к 2001 году составит 48%, декабрь 2002 года к декабрю 2001 года -- 32%.<BR><B>Вывод</B><BR>По оценке, данный рост цен и тарифов на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки даст прирост потребительских цен за январь-декабрь 2002 года на 4,4-5,1 процентных пункта.<BR>Инфляция на потребительском рынке составит 14-15%, темпы прироста ВВП -- 4,2 %. Прирост затрат в промышленности в среднем за 2002 год к 2001 году составит в среднем 3,9%, инфляция в промышленности -- 11-11,5%.<BR><B>Инвестиционные программы</B><BR>В настоящее время законодательство не содержит достаточной правовой регламентации отношений в сфере регулирования инвестиционных программ субъектов естественных монополий.<BR>ОАО "Газпром"<BR>В рамках инвестиционной программы ОАО "Газпром" на 2000 год освоено 101,2 млрд рублей. При этом основной объем капитальных вложений (46%) был направлен на развитие магистральных трубопроводов, 23,3% -- на обустройство месторождений газа, 14% -- на бурение на месторождениях, включая геологоразведку.<BR>В 2001 году предстоит освоить 102,1 млрд рублей.<BR>При этом структура капитальных вложений практически не изменилась, основные объемы капитальных вложений направляются на развитие магистральных трубопроводов.<BR>Для поддержания добычи газа на уровне 530 млрд м3 в год ОАО "Газпром" необходимо иметь инвестиции в объеме 190,2 млрд рублей.<BR>РАО "ЕЭС России"<BR>В 2000 году инвестиции в основной капитал РАО "ЕЭС России" (включая АО-энерго) возросли на 25% и составили 35,8 млрд рублей против 28,7 млрд рублей за 1999 год.<BR>Фактическое освоение капитальных вложений, осуществляемых за счет средств абонентной платы РАО "ЕЭС России", составило 5521 млн рублей против 2868 млн рублей по итогам 1999 года, то есть реальные капитальные вложения РАО "ЕЭС России" возросли в 2000 году на 92%.<BR>В 2001 году предусмотрены инвестиции в размере 45 млрд рублей, а в 2002 году заявляется РАО "ЕЭС России" соответственно 101 млрд рублей (рост более чем в 2 раза).<BR><B>МПС</B><BR>Инвестиционная программа МПС России на 2001 год составляет 110 млрд рублей. Рост инвестиционных затрат к 2000 году составляет 15% (в сопоставимых ценах). Практически единственным источником инвестиций являются собственные средства железнодорожного транспорта, что определяет рост тарифов.<BR><B>Основные выводы</B><BR>1. Политика в области регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий оказывает значительное влияние на динамику и темпы инфляции.<BR>2. Учитывая роль, которую инфляционные ожидания играют в общем росте цен, задаче их снижения должно быть уделено первостепенное внимание.<BR>Необходимо, чтобы цели и действия Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации были четко определены, обоснованы и известны экономическим агентам, бюджетное финансирование должно по возможности носить равномерный характер в течение бюджетного года.<BR>3. Сравнительно высокие темпы инфляции требуют взвешенного подхода к параметрам и срокам повышения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий.<BR>Повышение цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий целесообразно проводить не чаще 1-2 раза в год, в результате чего инфляционные ожидания будут снижаться.<BR>4. Сохранение относительно низких цен (тарифов) в отраслях естественных монополий имеет негативные последствия для бесперебойного обеспечения растущих потребностей экономики в топливно-энергетических ресурсах и транспортных услугах в необходимых объемах.<BR>5. Заниженные цены (тарифы) на продукцию отраслей естественных монополий могут быть расценены как субсидирование отечественных производителей (минеральных удобрений, черных и цветных металлов и др.) и послужить поводом для антидемпинговых расследований против отечественных экспортеров.<BR>6. Наличие скрытого субсидирования естественными монополиями реального сектора экономики подрывает экономическую базу расширенного воспроизводства и качественной модернизации организаций естественных монополий, составляющих на сегодня основу экономики России, что уже в ближайшей перспективе может наложить серьезные ресурсные и инфраструктурные ограничения со стороны этих организаций на экономический рост в стране.<BR><B>ПО материалам ПрАВИтельства РФ</B>