Заказы на ГЭС сопровождают скандалы и неудачи

Энергомашиностроители накопили опыт не только участия, но и провалов в крупных гидроэнергетических проектах.

<BR><BR>Энергомашиностроители накопили опыт не только участия, но и провалов в крупных гидроэнергетических проектах.<BR>Ярким примером провала российского энергомашиностроения стал "уплывший" заказ на поставку гидротурбин и гидрогенераторов для крупнейшего гидроузла мира "Три ущелья", строящегося на реке Янцзы в Китае.<BR>Конкурс на поставку 26 гидроагрегатов мощностью по 800 МВт для китайской ГЭС состоялся в августе 1997 года. "Энергомашэкспорт", участвовавший в конкурсе совместно с поставщиками оборудования -- Ленинградским металлическим заводом (ЛМЗ) и "Электросилой", проиграл его консорциуму западных энергомашиностроителей. Строительство всей станции оценивалось в $25 млрд. ЛМЗ и "Электросила" могли претендовать не меньше чем на $1 млрд.<BR>Провал российских энергомашиностроителей сопровождался скандалом на фондовом рынке. Демонстрируемая готовность предприятий к победе в международном тендере оказалась приманкой для не отягощенных экономическими и техническими знаниями акционеров и дала возможность подзаработать сообразительным брокерам.<BR>Накануне подведения итогов тендера на строительство ГЭС "Три ущелья" цены акций ЛМЗ и "Электросилы" достигли своего исторического максимума. Продававшиеся в конце 1996 года по цене менее $1 за штуку, к августу 1997 года акции ЛМЗ выросли до $28, а акции "Электросилы" -- до $26. Проигрыш российских предприятий "уронил" их акции почти вдвое.<BR>Вторым скандальным проектом, потенциальными участниками которого также являются ЛМЗ и "Электросила", может стать реконструкция ГЭС "Джердап" на границе Сербии с Румынией.<BR>Стоимость заказа -- $70 млн. В ходе реконструкции предусмотрено повышение установленной мощности станции.<BR>Пикантность ситуации в том, что из российских компаний в конкурсе на выполнение работ по реконструкции "Джердапа" участвовали ЗАО "Энергомашэкспорт" и ГУП "Технопромэкспорт". В неофициальной беседе обе компании говорят о своей победе. Официальные итоги конкурса неизвестны. При этом один из спецэкспортеров утверждает, что для заказчика не важно, получат подряды на реконструкцию оборудования те, кто его производил (соответственно -- ЛМЗ и "Электросила"), или кто-то другой. Причиной задержки объявления итогов может быть и источник финансирования проекта. Предполагается, что реконструкция будет оплачена за счет долгов СССР перед Югославией.