00:0026 ноября 200100:00
4просмотров
00:0026 ноября 2001
Единственным неоспоримым последствием вступления России в ВТО в области образования может стать решение проблемы "непризнанных дипломов". В остальном мнения специалистов расходятся.
<BR><BR>Единственным неоспоримым последствием вступления России в ВТО в области образования может стать решение проблемы "непризнанных дипломов". В остальном мнения специалистов расходятся.<BR>По отношению к ВТО существуют две полярные точки зрения. Сторонники вступления во главе с Германом Грефом утверждают, что это поможет подтянуть уровень жизни в России до среднего "общеВТОошного". Противникам же кажется, что, открыв внутренний рынок, Россия втянется в непосильную конкурентную борьбу, что конечно же коснется большинства областей не в пользу российских производителей.<BR>Причем рынок образования в этом "споре" не упоминается ни одной стороной. Причины, возможно, в том, что на этом рынке изменения если и произойдут, то не так быстро: по мнению некоторых специалистов, образование находится вне конкуренции в силу своей самобытности.<BR>"Тем, кто надеется работать в России, придется здесь же и учиться, тем, кто будет работать, например, в Англии, нужно учиться именно там, -- считает Сергей Мордовин, ректор ИМИСП. -- Конечно, никто не сможет воспрепятствовать открытию западных школ в России.<BR>Но при этом ситуация не улучшится и не ухудшится. С точки зрения платежного спроса западный рынок для западных школ, естественно, более предпочтителен".<BR>Ректор Международного банковского института Виктор Вениаминов также уверен, что западные вузы пока ничего не выиграют. Ведь ВТО-последствия подвигнут к учебе прежде всего действующих бизнесменов, которые не в состоянии долго учиться вдали от Родины.<BR><B>На вырост</B><BR>Что касается изменения учебных программ в пользу внешнего рынка, со временем, возможно, они также адаптируются к международной практике. "Доля программ, связанных с внешним рынком, в наших вузах настолько сократилась, настолько это не пользуется спросом, что пока здесь вряд ли произойдут изменения", -- говорит по этому поводу Сергей Мордовин. Другая точка зрения у Виктора Вениаминова: "Интерес к таким программам только увеличится. Это будет характеризовать вторую волну изменений в области образования. И, как и во время первой волны в начале 90-х, увеличится спрос на изучение валютных операций, международного права, менеджмента, а также языка".<BR>Тем не менее, учитывая рост рынка образовательных услуг, особенно его такой быстрорастущей части, как рынок второго образования и повышения квалификации (объем которого -- около $100 млн в год), вряд ли не найдутся инвесторы, готовые использовать тягу к знаниям петербуржцев как перспективу собственного развития.<BR>Но на первых порах внутренний рынок образования, как это ни парадоксально, спасет от нашествия конкурентов именно плохое владение соотечественниками английским языком.<BR>По словам Вениаминова, его бельгийский коллега как-то признался, что, кабы не язык, международные сети дистанционного обучения уже бы давно накрыли Россию.<BR><B>Справка</B><BR>Рынок образовательных услуг Петербурга -- $150 млн в год (из них $100 млн -- дополнительное образование)<BR>В негосударственных вузах учатся около 20 тыс. человек,<BR>В государственных -- около 200 тыс. человек.