Реформы добрались до почты

На прошлой неделе коллегия Министерства РФ по связи и информатизации рассмотрела проект Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи.

<BR><BR>На прошлой неделе коллегия Министерства РФ по связи и информатизации рассмотрела проект Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи.<BR>"Проект концепции в целом одобрен, такое решение принято, -- говорит Александр Киселев, заместитель министра РФ по связи и информатизации. -- Коллегия поручила провести обсуждение этого проекта среди представителей регионов и отраслевой науки. Это руководители управлений федеральной почтовой связи, наши эксперты из Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института почтовой связи и Московского технологического университета связи и информатизации, которые принимали участие в работе над концепцией".<BR>Ориентировочно до 25 декабря этого года документ должен быть внесен на утверждение в Правительство РФ. Ниже мы публикуем выдержки из проекта Концепции реформирования российской почты.<BR><BR><B>Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи</B><BR>I. Современное состояние государственной почты в России и предпосылки для ее реформирования.<BR>Значимость государственной почты в функционировании подотрасли почтовой связи характеризуется следующими показателями:<BR>l сеть федеральной почтовой связи охватывает территорию всей страны, обслуживая все города и 146.551 из 149.701 населенного пункта в сельской местности;<BR>l в организациях федеральной почтовой связи трудится около 290 тыс. человек;<BR><B>l государственная почта в 2000 году доставила более</B><BR>1 млрд писем и 13,4 млн посылок в год, 44,8 млн денежных переводов, 3,19 млрд печатных изданий;<BR>l государственная почта также обеспечивает доставку более 60% всех пенсий в стране, являясь единственным доставщиком пенсий в труднодоступных и удаленных регионах.<BR>Созданная в советское время служба государственной почты была в первую очередь ориентирована на выполнение услуг определенных объемов и качества, при этом собственный финансовый результат не был определяющим фактором деятельности.<BR>С распадом Советского Союза и началом процесса экономических реформ в условиях спада экономики резко сократились объемы почтовых отправлений. За 10 лет исходящий платный обмен по письменной корреспонденции сократился в 4 раза, по посылкам в 10 раз, по денежным переводам в 3 раза, по доставке периодических изданий в 8,5 раза.<BR>Государство практически отказалось от финансирования федеральной почты. В условиях несбалансированного роста тарифов в различных секторах экономики, и особенно на железнодорожные и авиационные перевозки, при жестком государственном регулировании основных почтовых тарифов, почтовая связь была вынуждена существенно сократить количество магистральных маршрутов перевозки почты. Эти процессы привели к резкому ухудшению качества предоставляемых государственной почтой услуг. Так, средняя скорость прохождения писем составляет 1 день в Германии, 3 дня в США и, по экспертным оценкам, более 7 дней в России.<BR>Нынешний рынок услуг почтовой связи находится в таком состоянии, когда привлекательными для негосударственных операторов являются только отдельные его сегменты. Негосударственные операторы захватывают наиболее выгодные сегменты рынка (регионы с наиболее высокими доходами населения и ориентированные на корпоративных пользователей). Рынок экспресс-почты в России, составляющий около $100 млн в год, практически полностью контролируется международными компаниями (см. диаграмму). Только государственная почта осуществляет обслуживание пользователей услуг почтовой связи на всей территории страны, включая сельскую местность, отдаленные и труднодоступные территории.<BR>Высокая степень износа основных фондов отрасли в условиях прогнозируемого роста спроса на перевозки требует больших затрат на их текущее содержание и ремонт, создает опасность потери технологической устойчивости государственной почты и определяет значительную потребность в инвестициях.<BR>Государственная политика сдерживания тарифов на социально значимые услуги почтовой связи, с одной стороны, обеспечила их доступность для всего населения России, с другой стороны, привела к убыткам организаций федеральной почтовой связи, оказывающих услуги по тарифам ниже себестоимости.<BR>Из 83 региональных управлений федеральной почтовой связи в 21 финансово-хозяйственная деятельность убыточна.<BR><BR>II. Цели, задачи и принципы реструктуризации организаций федеральной почтовой связи.<BR>Основными целями реструктуризации федеральной почты являются:<BR>l гарантированное предоставление "универсальной услуги" на всей территории России без существенных дотаций со стороны государства;<BR>l значительно повысить качество почтовой связи и расширить спектр почтовых услуг при экономически оправданном уровне цен;<BR>l обеспечить сохранность и повысить эффективность федерального имущества и обеспечить адекватную доходность капиталовложений;<BR>l повысить социальную защищенность работников почтовой связи России.<BR>Выбор оптимальной модели организации почтовой связи в России осуществляется с учетом ее нынешнего состояния, опыта реформирования зарубежных почтовых служб, а также российского опыта реформирования инфраструктурных компаний.<BR>В 2002 году будет разработана Программа реформирования почтовой связи, направленная на проведение структурных преобразований подотрасли и рынка почтовой связи в целом. Для их реализации потребуется пересмотр макроэкономических регуляторов, в том числе в тарифной и лицензионной политике. Предлагаемая же реструктуризация организаций федеральной почтовой связи, направленная на повышение эффективности их функционирования и использование федерального имущества, инвариантна относительно будущих структурных преобразований в подотрасли и не требует изменения действующего законодательства.<BR>Принципиальной для успешной реструктуризации организаций федеральной почтовой связи является постепенность процесса ее осуществления, что определяется необходимостью обеспечить устойчивость, стабильность и бесперебойность работы системы почтовой связи, контроль и возможность корректировки действий на основе анализа промежуточных результатов.<BR><BR>III. Основные направления и модель реструктуризации.<BR>Реструктуризация организаций федеральной почтовой связи России предусматривает три основных направления:<BR>l перестройку организационно-правовой структуры и системы управления;<BR>l разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности;<BR>l совершенствование механизма экономического регулирования деятельности почтовой связи.<BR>В целях достижения централизации системы управления федеральной почтовой связью и создания условий для дальнейших преобразований в крупную, инвестиционно привлекательную и конкурентоспособную, в том числе на международных рынках, компанию, формируется единая структура национального почтового оператора.<BR>Создается единое юридическое лицо в форме федерального государственного унитарного предприятия "Почта России". Переход от территориального принципа организации к функционально-территориальному принципу организации и управления и учета будет обеспечен путем создания структурных подразделений ФГУП "Почта России", организационно-правовой статус которых будет уточняться на этапе подготовки программы реформирования почтового сектора России. При этом выделяются следующие подразделения:<BR>l федеральная транспортно-сортировочная сеть;<BR>l международная почта;<BR>l региональная сеть доставки;<BR>l сеть почтовых отделений;<BR>l финансовые услуги;<BR>l почтовые округа на конкурентных географических рынках;<BR>l функции координации и поддержки.<BR>Федеральная транспортно-сортировочная сеть занимается обработкой и перевозкой почтовых отправлений, почтовых переводов, денежных средств и других товарно-материальных ценностей по магистральной сети. Она должна также стать центральным звеном в продаже наиболее прибыльных услуг корпоративным клиентам (адресная реклама, пересылка корпоративной почты и т.п.).<BR>Развитие взаимодействия с зарубежными почтовыми операторами, расширение продаж и спектра услуг осуществляются подразделением международной почты.<BR>На региональную сеть доставки возлагается задача предоставления универсальной услуги в части сбыта и доставки ("последняя миля") на всей территории РФ.<BR>Сеть почтовых отделений должна развиться в высокоэффективную розничную сеть продаж почтовых и сопутствующих услуг, а также обеспечивать доходность и рентабельность продаж финансовых продуктов.<BR>Подразделение "Финансовые услуги" отвечает за рост доходов путем повышения качества финансовых услуг.<BR>Почтовые округа на конкурентных географических рынках (в первую очередь в Москве и Московской области) создаются в целях наиболее эффективной конкуренции высоких потенциалов региональных рынков в условиях высокой конкуренции.<BR>Материально-техническое и информационно-технологическое обеспечение, научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность, промышленное производство почтового оборудования и техники будет осуществлять подразделение координации и поддержки (ИТЦ "Марка", МСПЦ, ЦАИТСПС, НИИПС, КБ, завод почтообрабатывающей техники).<BR>Осуществление и развитие других видов деятельности сетевого характера будет происходить во взаимодействии с совместными предприятиями (МКБ "Связь-Банк", ЕМС "Гарантпост" и др.).<BR>В результате проводимых преобразований будет создана прозрачная централизованная система управления, обеспечивающая целостность функционирования системы почтовой связи на всех уровнях, единство стандартов качества предоставляемых услуг и их спектра.<BR>Будет создана информационно-вычислительная сеть, обеспечивающая сквозной контроль прохождения почтовых отправлений, в первую очередь посылок и бандеролей.<BR>Будет прекращена практика нерыночной конкуренции между предприятиями почтовой связи, являющимися элементами единой сети почтовой связи России, обеспечена заинтересованность в конечном результате и качестве оказания услуг. Закладывается основа для значительного расширения спектра услуг, в том числе за счет использования перспективных направлений, основанных на современных Интернет-технологиях.<BR>Особое внимание будет уделено формированию единой системы бюджетирования, а также контроля исполнения бюджетов предприятиями всех уровней.<BR><BR>IV. Этапы реструктуризации.<BR>Первый этап носит подготовительный характер, на протяжении которого будут осуществляться следующие мероприятия:<BR>l разработка и принятие новой нормативно-правовой базы;<BR>l проведение инвентаризации имущества и обязательств организаций федеральной почтовой связи;<BR>l планирование новой организации хозяйственной деятельности, финансовых потоков и системы расчетов в новой системе предприятий;<BR>l планирование технологических изменений и изменений в транспортно-сортировочной системе, связанных с реализацией новой структуры;<BR>l разработка новой модели управления и регулирования;<BR>l календарное планирование проведения структурных изменений, включая планирование хозяйственных и расчетных отношений.<BR>На втором этапе будут осуществляться организационные мероприятия по созданию национального почтового оператора:<BR>l учреждение ФГУП "Почта России", осуществление кадровых назначений, наделение предприятия имуществом, получение лицензии на оказание услуг;<BR>l учреждение филиалов и структурных подразделений ФГУП "Почта России", осуществление кадровых назначений, наделение предприятий имуществом;<BR>l перевод сотрудников во вновь создаваемые организации федеральной почтовой связи;<BR>l установление хозяйственных взаимоотношений переходного периода между ФГУП "Почта России" и упраздняемыми организациями федеральной почтовой связи;<BR>l установление постоянных хозяйственных взаимоотношений между ФГУП "Почта России", его структурными подразделениями и внешними контрагентами;<BR>l реструктуризация внутренней и внешней задолженности;<BR>l внедрение системы бизнес-планирования, финансового планирования и расчетов, механизмов сметного финансирования и централизованного снабжения;<BR>l реорганизация транспортных потоков и сортировочных узлов;<BR>l использования государственного имущества;<BR>l реализация инвестиционных программ, направленных на осуществление структурных изменений в затратах;<BR>l осуществление стратегического планирования, включая планирование инвестиционных программ.<BR>В результате второго этапа будет создана новая структура почтовой связи и определена стратегия ее деятельности, созданы предпосылки для привлечения инвестиций.<BR>На третьем этапе будет изменяться организационно-правовая форма национального почтового оператора и совершенствоваться система его управления:<BR>l разработка мер государственной поддержки федеральной почты, включая создание защищенного монопольного сектора деятельности предприятий почтовой связи;<BR>l оптимизация портфеля услуг и бизнес-процессов в соответствии с принятой стратегией;<BR>l совершенствование системы регулирования и контроля со стороны государства за осуществлением услуг естественно-монопольного характера;<BR>l настройка хозяйственных взаимоотношений и финансовых потоков для обеспечения максимальной прозрачности деятельности государственной почты;<BR>l оптимизация структуры управления национального почтового оператора;<BR>l проведение мероприятий по изменению организационно-правовой формы ФГУП "Почта России" путем создания на его базе ОАО "Российское акционерное общество "Почта России" с сохранением созданной организационно-функциональной и организационно-управленческой структуры, с сохранением контроля государства.