Володар Бирюлев запускает дисколеты

Запустить в небо тысячи дисколетов -- больших грузовых и маленьких, "семейных", -- собирается петербургский изобретатель Володар Бирюлев.

<BR><BR>Запустить в небо тысячи дисколетов -- больших грузовых и маленьких, "семейных", -- собирается петербургский изобретатель Володар Бирюлев.<BR>Дисколет -- тот же дирижабль, только меньше, легче, послушнее и экономичнее. Володар Бирюлев не только разработал, но и запатентовал новую конструкцию. "С помощью моих аэростатических комбинированных летательных аппаратов можно быстро и просто решить транспортную проблему на просторах нашей необъятной страны, -- уверен изобретатель. -- К тому же такие летательные аппараты идеально подходят в качестве летающих комфортабельных гостиниц".<BR><B>Пожарник</B><BR>Володар Бирюлев столкнулся с дирижаблями по чистой случайности. Государственный оптический институт им. Вавилова, в котором работал будущий строитель дирижаблей, разработал первый, еще примитивный тепловизор для обнаружения скрытых лесных пожаров. Но, как оказалось, ни самолеты, ни вертолеты не отвечали требованиям аппаратуры: нужен был носитель, способный совершать длительные плавные полеты на высоте 80-150 м со скоростью 50-100 км/ч. Бирюлев тогда взял да и предложил поставить аппаратуру на дирижабль.<BR>Идея понравилась, и Бирюлева командировали за... дирижаблями. Но в Долгопрудном конструкторском бюро, где до войны разрабатывались советские дирижабли, помочь не смогли. Проблемой дирижаблей они уже не занимались и посоветовали коллегам-оптикам самим спроектировать дирижабль, даже список литературы дали и несколько советов. "Мне ничего не оставалось делать, как изобрести дирижабль, -- пожимает плечами Бирюлев. -- Тем более что изобретательский стаж у меня более чем солидный. Еще пешком под стол ходил, а уже что-то придумывал, причем с годами я охватывал все большие сферы жизни. Например, в юности придумал свою подачу волейбольного мяча. Я так его закручивал, что никто не мог угадать его траекторию. Или вот недавно сделал на лестнице устройство: когда на улице темнеет, то свет в подъезде включается, когда рассветает, то свет гаснет".<BR><B>Пальцы</B><BR>"Я прочитал много книг по эксплуатации дирижаблей в нашей стране и за рубежом с 1900 по 1940 год и понял -- современные аэростатические аппараты, с одной стороны, имеют массу преимуществ -- дешевые в постройке, экономичные в эксплуатации, они могут перевозить грузы, недоступные современным самолетам и вертолетам. Но, с другой стороны, даже современные дирижабли имеют и серьезные недостатки, -- объясняет изобретатель. -- Вот простой пример: немецкий дирижабль CL-160 для перевозки 160 тонн груза набирает 550 тысяч м3 дорогостоящего гелия, размещаемого в сигарообразном несущем баллоне длиной 260 м и высотой 82 м. Ну куда это годится? Конечно, использовать этого "летающего слона" при ветрах более 15 м/с достаточно рискованно. А для его хранения нужен эллинг высотой 107 м и длиной 300 м. Его причаливание -- обязательно к мачте и с помощью многочисленной аэродромной команды".<BR>Володар Бирюлев предложил вместо классический сигарообразной формы оригинальную дискообразную. "Чем хороши дисколеты? -- Володар Бирюлев начинает загибать пальцы. -- В 3-4 раза снижается парусность -- это раз. Существенно, в 2 раза, меньше размеры -- это два. Значительно уменьшается вес -- это три. Повышается маневренность, можно менять объем, нужно меньше гелия и т.д. и т.п.", -- изобретатель все продолжает и продолжает, и скоро пальцев на руках уже не хватает.<BR><B>Граф и потомки</B><BR>В летописях различных народов упоминаются попытки подняться в воздух с помощью мешков, наполненных "дымом поганым". Но первый официально зарегистрированный полет совершил француз Пилатр де Розье на тепловом шаре осенью 1783 года в предместье Парижа. Первый полет управляемого воздухоплавательного аппарата -- "дирижабля" -- был совершен Анри Жифаром только в 1852 году. Затем был совершен успешный полет дирижабля "Франс" -- воздухоплаватели Шарль Ренар и Артур Кребс 9 августа 1884 года пролетели 7,6 км и возвратились к месту старта.<BR>Серийное производство дирижаблей организовал знаменитый немецкий энтузиаст воздухоплавания граф Фердинанд фон Цеппелин. С 1900 по 1914 год на верфях его фирмы было построено 25 дирижаблей разных размеров и грузоподъемности.<BR>Сегодня дирежаблестроение выходит на новые высоты. "Примерно с 1970-х годов на Западе нарастающим темпом начинает возрождаться воздухоплавание вообще и дирижаблестроение в частности, -- завидует Бирюлев. -- Только немецкая фирма "Цеппелин" в 1997 году выпустила пять современных дирижаблей, с 1998 года начала их серийный выпуск".<BR><B>Летун</B><BR>Сам Володар всем видам летающего транспорта предпочитает езду на воздушном шаре: "Ход у шара плавный, легкий. Такие полеты одно удовольствие..." И намерен полетать на настоящем дисколете. Бирюлев уже сделал его уменьшенную копию. "Мы испытали его в Пушкине, -- говорит новатор дисколетостроения. -- Для его постройки мне выделил $2000 один бизнесмен, спасибо ему. Конструкция весила около 5 кг и успешно поднялась в воздух".<BR>Планы у Бирюлева самые грандиозные. "Нужно срочно создать АО и начать серийный выпуск дисколетов, -- настаивает изобретатель. -- На строительство полноценного большегрузного дисколета нужно примерно $25 млн.<BR>Но одновременно надо обязательно начинать сборку маленьких, поскольку при начале дирежаблестроительства будет остро ощущаться нехватка кадров. Партии пилотов можно будет готовить на дисколетах-маломерках. Также заранее необходимо спланировать увеличение выпуска гелия".