00:0015 ноября 200100:00
11просмотров
00:0015 ноября 2001
Они талантливы, обаятельны и энергичны. Их вид внушает доверие. У них безупречная репутация. Их девиз -- "Вперед и только вперед". Стратегия -- их любимая "игрушка". Управление -- их родная стихия. Они -- корифеи любого бизнеса. Они -- топ-менеджеры.
<BR><BR>Они талантливы, обаятельны и энергичны. Их вид внушает доверие. У них безупречная репутация. Их девиз -- "Вперед и только вперед". Стратегия -- их любимая "игрушка". Управление -- их родная стихия. Они -- корифеи любого бизнеса. Они -- топ-менеджеры.<BR><BR>В России после августовского кризиса 1998 года предложения на рынке топ-менеджерского труда явно превышали спрос. Сегодня, хором говорят специалисты, ситуация кардинально изменилась. Причем, следуя западному примеру, "на арену" все чаще выходят наемные управляющие.<BR>"Достаточно крупной и известной в Петербурге компании требовался генеральный директор, -- делится генеральный директор EMG Professionals Ольга Андреева. -- Компания эта уже давно и успешно работала на рынке Петербурга. Раньше руководство осуществлялось владельцами. В какой-то момент они пришли к выводу, что могут себе позволить нанять профессионального управленца на должность генерального директора. В тот момент компания достигла нового качественного уровня, и для руководства нужен был действительно профессионал, который мог привнести свежие идеи и новое стратегическое видение, необходимое для дальнейшего развития".<BR><BR>Однако российский менталитет еще не позволяет полностью довериться топ-менеджеру. Для большинства российских владельцев бизнеса приглашение на работу топ-менеджера -- процедура болезненная. Посвятить кого-то чужого, пусть и профессионала, в свое- родное -- для собственника как ножом по сердцу. В более легких вариантах -- как нож к горлу. И если зарубежная компания, ищущая топ-менеджера, всегда найдет, то у россиян "бывают варианты".<BR><BR>"Вакансия должна быть заполнена, -- уверен эксперт по рекрутингу компании по подбору персонала Man Power Николай Чегаев. -- Но в случае с российскими компаниями это правило может не работать. Для меня остается загадкой, как компания может, например, год работать без финансового директора, рассматривая в это время кандидатуры сотни, а то и более кандидатов и проводя с ними бесчисленные интервью". Как утверждают социологи, случается это чаще всего потому, что подбор топ-менеджера происходит сумбурно. В отличие от западных коллег, наши собственники редко могут четко сформулировать свои требования к топ-менеджеру. Работники рекрутинговых агентств обычно слышат от российских работодателей: "Не знаю, он (она) мне не подходит... Почему? Сложно сказать. Что-то мне в нем (ней) не нравится". Причем это касается даже вакансии уборщицы. Что уж тут говорить о топ-менеджерах. Поэтому многие "боги управления" пока предпочитают работать в иностранных компаниях или в их российских представительствах. "Топ-менеджеры часто указывают на неэтичность поведения российских владельцев, на отсутствие регламентов взаимоотношений с сотрудниками и на возникающие в связи с этим сложности в отношениях с партнерами, -- подтверждают эксперты-социологи. -- Бывает так, что топ-менеджер практически вынужден прикрывать неэтичное поведение владельца".<BR>На данном этапе найти в России работу топ-менеджера непросто. Необходимо, чтобы "жаждущий" обладал рядом качеств и навыков, специфичных для России. Но при этом не отставал в развитии от западных коллег. Голубая мечта российских топ-менеджеров "Захватить все заводы и фабрики" сбудется через 3- 6 лет, пророчествуют специалисты. После более или менее окончательного передела собственности и реструктуризации бизнеса случится массовая замена руководящих постов в компаниях наемными управляющими, наделение их менеджерскими пакетами акций и т.д.<BR><BR>Как утверждают рекрутинговые компании Петербурга, чаще всего топ-менеджеров заказывают российские компании. Это связано не только с бурным ростом в России моды на топ-менеджеров. "Рынок рекрутинга очень четко разделен. Рекрутинговые агентства делятся по происхождению капитала (российский, иностранный, смешанный) и по нишам, которые они занимают. То есть, проще говоря, разные рекрутеры обслуживают разных заказчиков. Например, если Dero работает с российскими компаниями, то доля заказов от западных фирм у нас составляет лишь 10%", -- рассказывает заместитель директора по рекламе и PR агентства персонала Dero Юлия Карвонен.<BR><BR>"На Западе за подбор топ-менеджера агентства берут 30-50% от годового дохода управленца за первый год его работы, -- говорит Евгений Губанихин. -- Оплата проводится частями, причем порядка 70% вознаграждения выплачивается до завершения работы". В Петербурге оплата подобных услуг колеблется от 17 до 25% и составляет в среднем $3-5 тысяч.<BR>Опять же, по информации рекрутинговых компаний, на начальном этапе российские компании в Санкт-Петербурге предлагают топ-менеджерам зарплату $1-1,5 тысячи. Западные -- $1,8-2 тысячи. По истечении испытательного срока заработная плата может подняться до $5 тысяч. "Более высокооплачиваемых наемных работников в Санкт-Петербурге немного", -- говорит Николай Чегаев.<BR>Хотя в Петербурге топ-менеджеры есть, и их достаточно много, найти среди них опытного очень сложно. "Изменения в нашей стране начались не так давно, чтобы в России сформировалась категория профессионалов -- топ-менеджеров нового типа", -- замечает Ольга Андреева. "Большую (с ударением на первый слог) вероятность получить работу топ-менеджера имеют те, кто готов ради нее (работы) сменить место жительства и покинуть Петербург. Причем не в первопрестольную, а на периферию", -- подытоживает Евгений Губанихин.<BR>