Предприниматели должны забивать паршивых овец

В Петербурге разгорается рыбный скандал. Специалисты городского Центра Госсанэпиднадзора начали проверку пяти предприятий на соблюдение санитарных норм и правил. Дело инициировал Центр испытаний и сертификации, который сообщил, что в продаже появилась рыб

<BR><BR>В Петербурге разгорается рыбный скандал. Специалисты городского Центра Госсанэпиднадзора начали проверку пяти предприятий на соблюдение санитарных норм и правил. Дело инициировал Центр испытаний и сертификации, который сообщил, что в продаже появилась рыба в вакуумной упаковке, не соответствующая санитарным требованиям.<BR>Эта проверка -- событие знаковое. Не потому, что забракованные партии форели, лососи и семги были такими уж огромными. Петербургский рыбный скандал заставляет по-новому взглянуть на проблему качества товаров вообще. В ближайшем будущем могут разгореться пельменные, молочные или лекарственные скандалы.<BR>Последние годы в Москве, Петербурге и крупных российских городах стремительно развивались торговые сети. Один за другим появляются супермаркеты, ассортимент которых насчитывает 15, 20 и даже 30 тысяч наименований товаров. Поддерживать такой ассортимент на одном уровне очень трудно. В результате велик риск, что в магазинах все чаще будут появляться товары сомнительных производителей или поставщиков. С подобным явлением россияне столкнулись лет 10 лет назад. Но волне торгового бума в страну хлынул поток низкокачественного ширпотреба и откровенной отравы.<BR>Государство же, отказавшись от лицензирования отдельных видов деятельности, фактически устранилось от тотального контроля за качеством. Пока что в Кремле побеждают чиновники-"голуби", которые уверены, что предприниматели сами разберутся и урегулируют все свои проблемы. Этот курс неплох сам по себе, но на нынешнем этапе развития рынка может больно ударить по вполне приличным компаниям-производителям. Ассортимент супермаркета, может, и насчитывает 20 тысяч наименований, но словарный запас среднего россиянина не превышает 4 тысяч слов. Массовый потребитель не станет разбираться, какой именно производитель пытался его отравить. Гораздо вероятнее, что среднестатистический Иван Иванович откажется покупать рыбу вовсе.<BR>У бизнес-сообщества есть единственный выход -- навести порядок своими силами. Неминуемо должна возрасти роль профессиональных ассоциаций, которые должны следить за качеством. Социальная ответственность бизнеса предполагает высокую степень самоорганизации и качественное отношение к своей работе. Если предприниматели не озаботятся качеством продуктов на всем рынке, за дело снова возьмется государство. "Голубей" одолеют "ястребы", а результат нетрудно предсказать.<BR><BR><B>Редакция</B>