00:0015 ноября 200100:00
422просмотров
00:0015 ноября 2001
В начале ноября 1911 года рекламный рынок вспыхнул. Дело в том, что французский инженер-химик Жорж Клод получил патент на неоновую рекламу.
<BR><BR>В начале ноября 1911 года рекламный рынок вспыхнул. Дело в том, что французский инженер-химик Жорж Клод получил патент на неоновую рекламу.<BR>Изобретатель и бизнесмен далеко не всегда гармонично сочетаются в организме одного и того же человека. Но Жорж Клод -- исключение из этого правила. Изобретатель создал фирму, которая долгое время контролировала львиную долю рынка неоновой рекламы по обе стороны океана.<BR><B>Воздушный инженер</B><BR>Изначально парижанин Жорж Клод даже и не думал о неоне, а тем более о рекламе. Он родился 24 сентября 1870 года, а свои эксперименты над газами начал в самом конце XIX века, работая инженером в Парижской школе физики и химии. Жорж хотел достичь дешевого метода получения высококачественного кислорода. Именно ради этого проекта 6 мая 1899 года Клод вместе со своим приятелем по студенческой скамье Полем Делормом открыл фирму с капиталом 7500 франков.<BR>Клод собирался продавать кислород больницам и газосварщикам, что сулило по тем временам немалые барыши. Однако газ никак не хотел выделяться в чистом виде. Он неизменно появлялся с огромным количеством "отходов" -- инертных газов. Клода это ужасно раздражало. Вспомнив об экспериментах предшественников, он стал под низким давлением заполнять инертными газами запаянные стеклянные трубки. "Накачанные" неоном трубки под действием электрических разрядов светились красным светом. Аргон давал "натуральный" синий цвет. Кислород был забыт, зато "цветные" трубки лежали у Клода в мастерской в целости и сохранности. В 1910 году Клод решил привлечь внимание общественности к неоновому свету и выставил в Grand Palais пока еще не рекламную, а просто композицию с использованием неоновых трубок. Увидя "неземной свет", знакомый Клода Жак Фонсекью предложил использовать неон и его инертных друзей в рекламных целях. Год спустя появился патент на неоновую рекламу, а вместе с ним и фирма Claude Neon Lights, Inc.<BR>От Парижа до...<BR>В 1912 году предприимчивый помощник Клода продает первую рекламную вывеску маленькой парикмахерской на бульваре Монмартр. Еще через год неоновую вывеску Cinzano высотой около метра установили на крыше одного из парижских домов. Клод тем временем не дремал и старательно усовершенствовал неоновую лампу. В 1915 году он запатентовал свое самое удачное изобретение -- электроды с высокой степенью сопротивления коррозии. Благодаря этому приспособлению конструкция лампы значительно упрощалась. Кстати, Клод мечтал украшать своими лампами дома как снаружи, так и внутри. В начале 1920-х годов мир настиг рекламный бум. Неоновые вывески поспели как раз вовремя. В 1919 году засветилась красно-голубым светом парижская опера. В этом же цветовом сочетании первая реклама появляется в США. В 1923 году представитель марки Packard в Америке купил для рекламы автомобилей две вывески по $1250 каждая.<BR><B>Неоновая лицензия</B><BR>Но Claude Neon Lights, Inc. так и не смогла наладить серьезную дилерскую сеть за рубежом.<BR>Все продажи "на ту сторону" зависели исключительно от случайных визитов заграничных предпринимателей. Средства, на которые существовала фирма Клода, появлялись неравномерно и лишь благодаря еще действующим патентам Клода, в частности, на "долгоиграющий" электрод.<BR>Чтобы как-то исправить положение, Жорж Клод стал продавать лицензии на производство неоновой рекламы за пределами Франции. Уже к концу 1924 года лицензии были раскуплены по всему миру, но больше всего в США. Вскоре неон появился в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анжелесе, Сан-Франциско, Детройте, Бостоне и т.д. Каждый лицензиат заплатил Клоду $100 тысяч.<BR>Это было началом конца. Светящаяся реклама становилась все более популярна, а перевозка хрупких стеклянных трубок из города в город была сложна и невыгодна. Поэтому в маленьких городках США стали появляться бесчисленные нелицензионные маленькие магазины по продаже неоновой рекламы. Однако пока монополия Claude Inc. держала оборону. В 1927 году только в Нью-Йорке из 750 сделок на изготовление неоновой рекламы 611 принадлежали фирме Клода. 18 октября этого же года компания опубликовала в New York Times список своих клиентов, в котором значились пишущие машинки Remington, сигареты Lucky Strike, батарейки Eveready, автомобили Packard и т.д.<BR>В 1929 доходы Claude Inc. составили $9 млн, в то время как весь рынок неоновой рекламы укладывался в $11 млн. Срок действия патентов Жоржа Клода истек к началу 1930-х годов.<BR>Изготовители неоновых шедевров воодушевились. Появилась настоящая конкуренция, которая помогла неону расширить технические возможности рекламных вывесок. Стали разрабатываться фирменные логотипы, реклама начала приобретать характер искусства. Наконец-то появились другие цвета, помимо красного и синего. Достигалось это заполнением объемных световых букв белыми или цветными неоновыми трубками, покрытыми изнутри люминофорами. Такая технология позволяла добиться почти точного воспроизведения фирменных цветов компаний. Сегодня неон имеет до 563 цветовых оттенков. Однако Жорж Клод последние 30 лет из своих 90 участия в процессе развития неоновой промышленности уже не принимал. (Н.В.)