За выпуск "джинсы" в России пока никого не посадили

Значение товарного знака усиливают насыщение российского рынка товарами и услугами и обострение конкурентной борьбы за потребителя.

<BR><BR>Значение товарного знака усиливают насыщение российского рынка товарами и услугами и обострение конкурентной борьбы за потребителя.<BR>За последние 10 лет количество заявок на регистрацию товарных знаков увеличилось в 8 раз и составило 40 тысяч заявок в год. Товарные знаки приобрели экономическое содержание: можно оценить их стоимость, вложить эту стоимость в качестве доли в уставный капитал фирмы, продать права на его использование, сдать в аренду, выдав лицензию, можно подарить, а можно и просто украсть. "Немые продавцы" -- так называют товарные знаки маркетологи.<BR>Все большее количество споров возникает в связи с нарушениями прав на товарные знаки. Участились случаи недобросовестного приобретения прав на чужие, в основном зарубежные, товарные знаки российскими "специалистами по товарным знакам". Они регистрируют товарные знаки фирм, по каким-то причинам упустивших возможность регистрации своих товарных знаков в РФ на свое имя, а затем продают их надлежащему владельцу.<BR>По мнению ООО "Агентство патентных поверенных АРС-Патент", бизнес ООО "Акорус" (Москва) процветает именно на продаже товарных знаков. По некоторым оценкам, ООО "Акорус" зарегистрировало порядка 2 тысяч товарных знаков, каждый из которых продает по $3-5 тысяч. При этом затраты на регистрацию составляют около $100.<BR><B>Знаки подорожают</B><BR>Одним из условий вступления РФ во Всемирную торговую организацию считают соблюдение положений международного договора (Trade Related Aspects of Intellectual Property) -- соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность. Оно предусматривает юридическое равенство национальных и зарубежных владельцев интеллектуальной собственности в стране, подписавшей данное соглашение.<BR>В настоящее время в России существует "неравенство" в отношении величины пошлин за юридические действия, связанные с приобретением прав на объекты интеллектуальной собственности. До конца 2001 года грядет значительное повышение пошлин для российских владельцев интеллектуальной собственности. По информации, объявленной Российским агентством по патентам и товарным знакам, размер пошлины за подачу заявки на товарный знак вырастет в 40 раз.<BR><B>Новые правила</B><BR>Законопроект изменений и дополнений к действующему Закону РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" содержит много новых положений, совершенствующих действующее законодательство. Вводится новое положение, которое регулирует использование доменных имен. В соответствии с ним использование товарного знака в Интернете может рассматриваться как нарушение прав его владельца.<BR>На сегодня в судебных инстанциях не существует единого подхода в решении подобной проблемы, так как отсутствует нормативный статус доменного имени. Сложившаяся судебная практика говорит о том, что доменное имя может представлять собой товарный знак, используемый в Интернете. Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ №1192/00 от 16.01.01 обобщает эту практику: "Доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного знака". Однако многоаспектность товарного знака и доменных имен не позволяет однозначно разрешить возникающие конфликты даже с помощью суда. Например, решением суда было отказано владельцу товарного знака КамАЗ в праве на оспариваемое доменное имя kamaz.ru, так как товарный знак зарегистрирован только в отношении определенного перечня товаров и услуг, а доменное имя использовалось в отношении более широкого спектра товаров.<BR>Пиво Windows<BR>"Становится все более актуальной охрана общеизвестных товарных знаков. Владельцы таких знаков стремятся сберечь не только свои денежные инвестиции, но также и свою репутацию. Ведь товарный знак, ставший популярным благодаря длительности использования, широкой рекламе, высокому качеству товара или услуги, становится отражением его деловой репутации.<BR>Зачастую подделка под известный товарный знак значительно уступает по качеству по сравнению с оригиналом. Опасность "потерять лицо" для владельца брэнда очень велика", -- считает патентный поверенный ООО "АРС-Патент" Елена Соловьева.<BR>Российское агентство по патентам и товарным знакам признало общеизвестными пять товарных знаков, среди них: "Известия", "Уралмаш", "Ява", "Здоровье" и Coca-Cola. Статус общеизвестного товарного знака не позволяет регистрировать такой товарный знак для другого товара. Такие случаи известны. Например, в Петербурге выпускали пиво Windows и сигареты "Балтика". Компании "Балтика" пришлось регистрировать свой брэнд и для табачных изделий.<BR>Нередко производитель оформляет свой товар в стиле известного брэнда и дает ему очень похожее название. Например, вместо adidas писал abidas.<BR>Законодательство Российской Федерации трактует это как "сходны до степени смешения" и предусматривает наказание до 1 года заключения (статья 180 УК РФ). Однако пока в РФ никого не посадили.<BR>