Японский концерн рвется на российские рельсы

ЗАО "Хитачи-Светлана Пауэр Электроникс (Хайсел)", на 51% принадлежащее японскому концерну Hitachi, намерено вложить более $30 млн в производство тяговых преобразователей для электропоездов с асинхронным приводом.

<BR><BR>ЗАО "Хитачи-Светлана Пауэр Электроникс (Хайсел)", на 51% принадлежащее японскому концерну Hitachi, намерено вложить более $30 млн в производство тяговых преобразователей для электропоездов с асинхронным приводом.<BR>Об этом стало известно на международной конференции "Электрификация и развитие железнодорожного транспорта. Традиции. Современность. Перспективы", проходившей в Петербурге.<BR>Стоимость одного тягового преобразователя (инвертера) составляет несколько десятков тысяч долларов. Если Россия будет серийно производить поезда с асинхронным двигателем (а об этом станет известно не раньше II квартала 2002 года), ежегодно потребуются сотни инвертеров. Подряды на поставку комплектующих для их производства "Хайсел" намерен размещать на предприятиях Петербурга.<BR><B>Кооператоры</B><BR>"Мы намерены организовать производство инвертеров с использованием мощностей наших партнеров в Петербурге при технологической поддержке нашей фирмы, -- сказал Хидео Кано, генеральный директор ЗАО "Хайсел". -- Это такие компании, как "Электросила", "Новая Эра", "Светлана" и другие. Кроме того, так как основная задача перевода производства в Россию -- снижение стоимости инвертера, планируется широко использовать комплектующие российского производства и, следовательно, предполагается сотрудничество с целым рядом других предприятий".<BR>Тяговый преобразователь IGBT, сборку и испытание которого предполагается наладить в Петербурге, предназначен для комплектации нового электропоезда ЭД6. Первый экспериментальный поезд данной модификации, преобразователи для которого были поставлены из Японии, уже построен специалистами ОАО "Демиховский машиностроительный завод" (Московская область).<BR><B>Без заказа</B><BR>За поставку всего комплекта электрооборудования для нового поезда отвечает РАО "Высокоскоростные магистрали" (ВСМ). Для реализации этого проекта около 1 года назад при участии ВСМ было учреждено ЗАО "ЦНИИ трансэлектроприбор (ТСП)".<BR>Начальник отдела электроприводов ЦНИИ ТСП Петр Грибанов сообщил, что испытания поезда ЭД6 завершатся в марте 2002 года. "По результатам испытаний будет создана межведомственная комиссия, которая и решит его судьбу", -- говорит Петр Грибанов. По его словам, стоимость экспериментального поезда составила около 50 млн рублей, что по железнодорожным меркам слишком дорого. Однако сколько будет стоить поезд с инвертером российской сборки, в ЦНИИ ТСП не говорят.<BR>По данным ЗАО "Хайсел", собранный в Петербурге преобразователь должен стоить в 2 раза меньше японского. При этом, по самым оптимистичным прогнозам специалистов "Хайсел", первый инвертер будет выпущен не раньше III квартала 2002 года. По данным начальника производства ЗАО "Хайсел" Михаила Ефремова, в 2002 году Министерство путей сообщения РФ может разместить заказ на первые 10 поездов ЭД6. Для их оснащения потребуется 50 тяговых инвертеров. Однако говорить о рентабельном производстве преобразователей, как считает Михаил Ефремов, можно при выпуске 500 тяговых преобразователей в год.<BR>Наибольшую по стоимости долю работы будет выполнять сама фирма "Хайсел". Она поставит силовой блок преобразователя. Его производство, как говорит Михаил Ефремов, скорее всего, будет размещено на мощностях АООТ "Светлана", где "Хайсел" арендует офисное помещение.<BR>Сборка инвертеров, как считают в "Хайселе", будет осуществляться в АООТ "Электросила" или в ОАО "Новая Эра" (последнее имеет опыт производства тягового преобразователя для высокоскоростного поезда "Сокол".) Кроме того, на "Электросиле", в "Новой Эре" либо во ФГУП "ЦНИИ судовой электротехники и технологии" будут производиться испытания инвертеров.