00:0002 октября 200100:00
21просмотров
00:0002 октября 2001
Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-
<BR><BR>Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-<BR>2010 годы 17 сентября 2001 года.<BR>В ее программу включена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты". Средства на финансирование программы будут выделяться ежегодно при разработке проектов федерального бюджета.<BR>Жилище-2000<BR>В результате принятия Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" доля частного жилищного фонда в 2000 году составила более 63% по сравнению с 33% в 1990 году, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 34,8%.<BR>По экспертной оценке, в крупных городах России ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечено 1,5-2% квартир, находящихся в частной собственности, что является существенным показателем для начального этапа функционирования рынка жилья.<BR>Радикальные изменения произошли в системе финансирования жилищного строительства, основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, вводимого государственными и муниципальными предприятиями и организациями, сократилась с 80% в 1990 году до 19% в 2000 году, в том числе предприятиями федеральной собственности -- до 7,5%. При этом доля жилья, вводимого предприятиями и организациями частной формы собственности и индивидуальными застройщиками, в общем объеме строительства составляет уже более 60%, в том числе доля жилья, вводимого индивидуальными застройщиками, увеличилась более чем в 4 раза и достигла почти 43%.<BR>С использованием бюджетных источников продолжалось строительство и предоставление на льготных условиях жилья наиболее нуждающимся категориям населения, хотя и более медленными темпами. Численность семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, уменьшилась в 1990-2000 годах с 9,45 млн семей до 5,9 млн семей, при этом средняя обеспеченность жильем увеличилась на 2,8 м2 общей площади и составила 19,3 м2 на человека.<BR>Успешно реализуется программа адресной социальной помощи в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (жилищных субсидий) гражданам с низкими доходами. В настоящее время более 7,2% семей с наименьшими доходами получают такие субсидии.<BR>Темпы решения жилищных проблем в субъектах РФ недостаточны, что может привести к обострению социальной ситуации в стране. В связи с этим необходимо резко ускорить внедрение новых экономических и финансовых механизмов в жилищном строительстве, управлении жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой жилищного сектора.<BR><B>Благие намерения</B><BR>Роль государства должна быть ограничена регулированием отношений в области осуществления прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением строительных норм и правил и основных принципов градорегулирования. При этом средства федерального бюджета будут использоваться исключительно на цели обеспечения жильем определенных категорий граждан и социальную защиту населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.<BR>Органы местного самоуправления должны отвечать за содержание и использование муниципального жилищного фонда, функционирование и развитие муниципальных объектов коммунального хозяйства, создавать условия для жилищного строительства.<BR>Средства местных бюджетов в первую очередь должны будут направляться на обеспечение социальным жильем малоимущих граждан и развитие коммунальной инфраструктуры.<BR>Безотлагательного решения требует проблема кризисного состояния объектов и сетей и неэффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством. Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий выросло за 10 лет примерно в 5 раз и составило в 2000 году 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения. Объем ветхого и аварийного жилищного фонда составляет около 50 млн м2. По оценке, для его ликвидации и переселения граждан потребуется около 160 млрд рублей.<BR>Необходимо также решить проблему снижения объемов жилищного строительства и несоответствия стоимости жилья платежеспособному спросу населения. Объем жилищного строительства за последний период составляет ежегодно 30-32 млн м2, или 41-44%, от объема, достигнутого в 1987 году, когда на территории Российской Федерации был обеспечен ввод в эксплуатацию 72,8 млн м2 общей площади жилья. Основной причиной снижения объемов ввода в эксплуатацию жилья являются ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций и недоступность кредитных ресурсов.<BR>Что делать?<BR>Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных и других расходов за счет средств федерального бюджета.<BR>Мероприятия программы будут направлены на совершенствование сферы жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение доступности жилья, активизацию жилищного строительства и выполнение текущих обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.<BR>Среди программных мероприятий по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы наиболее важными являются внесение изменений в федеральные законы "Об основах федеральной жилищной политики" и "О товариществах собственников жилья" и разработка нормативных документов, связанных с совершенствованием процедур тарифного регулирования предприятий коммунального хозяйства -- локальных естественных монополистов.<BR>В сфере управления жилищным фондом должно быть завершено разграничение функций собственника жилищного фонда и функций профессионального управления и обслуживания.<BR>В короткие сроки будет завершен переход к реальным договорным отношениям между всеми участниками рынка услуг по управлению жилищным фондом и его обслуживанию. Будет обеспечен равный доступ предприятий всех форм собственности на рынок этих услуг на конкурсной основе.<BR>Среди мер по обеспечению доступности жилья наиболее важным станет принятие нового Жилищного кодекса РФ и разработка нормативных правовых документов, обеспечивающих реализацию его положений (типовой договор социального найма, правила признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий).<BR>Будут подготовлены необходимые изменения и дополнения в Гражданский и Налоговый кодексы РФ, в федеральные законы "О приватизации жилищного фонда в РФ", "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", разработаны новые законопроекты, регулирующие вопросы обращения эмиссионных ипотечных ценных бумаг, защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, вкладывающих денежные средства в строительство и приобретение жилья, иные нормативные правовые акты, целью которых является повышение эффективности рынка жилья и стимулирование предоставления долгосрочных ипотечных кредитов населению.<BR>В сфере жилищного строительства наиболее важными являются внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, иные нормативные правовые акты, направленные на упорядочение и упрощение порядка согласования и реализации инвестиционных проектов, обеспечение условий для формирования и комплексной подготовки земельных участков под жилую застройку, а также разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы межевания и землеустройства, предоставления долгосрочных прав (собственности, долгосрочной аренды) на земельные участки для жилищного строительства до начала проектирования или строительства, в том числе с использованием конкурсных процедур.<BR>Для выполнения обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан будут разработаны документы, позволяющие унифицировать механизмы содействия в обеспечении жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета путем предоставления субсидий на приобретение жилья в виде государственных жилищных сертификатов.<BR>Целью федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", включенной в состав программы "Жилище", является обеспечение постоянным жильем граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, со службы из органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, путем предоставления им бюджетных субсидий в виде государственных жилищных сертификатов. За период 1998-2002 годов намечалось выдать 210 тысяч сертификатов. На начало 2001 года выпущено 56,2 тысячи сертификатов. В связи с этим намечается продление сроков реализации мероприятий данной программы до 2010 года. Объем предусматриваемых расходов на ее реализацию за счет средств федерального бюджета составляет 103,06 млрд рублей.<BR><B>Ожидаемые конечные результаты</B><BR>реализации программы "Жилище"<BR>Программа должна обеспечить:<BR><B>улучшение жилищных условий населения страны</B><BR><B>доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 м2 будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за 3 года</B><BR><B>сокращение к 2010 году времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до 5-7 лет</B><BR><B>рост объемов вновь вводимого и реконструируемого жилья не менее чем на 3-5% в год</B><BR><B>обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета более 360 тыс. семей граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством РФ</B><BR><B>адресность поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг</B><BR>повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах (снижение уровня износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства с 60% в 2001 году до 30% в 2010 году)<BR><B>совершенствование жилищного законодательства РФ</B><BR><B>создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе, устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований</B><BR><BR>