Менеджеров поощряют доской

История идет по кругу. Доски почета и прочие признаки развитого социализма довольно успешно начали приживаться в офисах петербургских компаний.

<BR><BR>История идет по кругу. Доски почета и прочие признаки развитого социализма довольно успешно начали приживаться в офисах петербургских компаний.<BR>Вопрос, как вызвать в сотруднике чувство глубокого морального удовлетворения и нужно ли это делать, если, например, он и без того удовлетворен материально, в большинстве компаний уже не просто не стоит. Он не стоит на месте, оборачивается, пытаясь разглядеть в смутно различимом советском менеджменте ростки современного управления персоналом.<BR><B>Союзники</B><BR>Как правило, попытки ввести что-то новое так или иначе приходят к тому, "как это было". Как делили путевки, как выбирали лучшие из лучших. Как заваливали почетными грамотами, осыпали знаками внимания, отмечали динамику социалистических соревнований и... практически малой кровью, порой на голом энтузиазме, получали большую отдачу.<BR>Сегодня многие российские фирмы возвращаются к этой системе -- с разными целями. В компаниях с небольшими зарплатами ее воспринимают как очередной способ сэкономить на более ощутимых похвалах. В других -- как предмет декоративно-прикладного искусства: зачем отказывать себе в том, чтобы лишний раз провести гостей фирмы по коридорам, стены которых украшены голливудскими ликами "ведущих производителей", а также роскошными графиками результатов их деятельности.<BR>В компаниях с продвинутым менеджментом после компенсационного пакета, не привязанного к результатам труда, пытаются уделять большое внимание психологическому воздействию на персонал. Правда, до сих пор многие пренебрегают индивидуальным подходом, поощряя всех "под одну гребенку".<BR><B>Голые энтузиасты</B><BR>Психологи считают, что у работников существует два типа мотиваций -- в зависимости от личности, а порой и ее состояния на данный момент времени. Это -- избежание неудач и достижение успехов. Набрав полный офис людей, ориентированных на бегство от проблем, и введя в обиход все вышеозначенные сюрпризы, начальники ждут ответного рефлекса, но часто попадают впросак. Помимо того, что милость босса не вынуждает таких сотрудников разбиваться в лепешку, "осторожный" персонал и впредь становится менее активным. Таких больше мотивируют антистимулы (штрафы, "наряды" и пр.).<BR>Зато людей, ориентированных на успех, выгодно брать на работу не только из-за ориентации, но и ради их отзывчивости, благодарности и воодушевления всего лишь от той самой мелочи, что почти ничего не стоит компании, а приятно при этом всем.<BR><B>Ценные бумаги</B><BR>В большинстве петербургских компаний уже вернули практику почетных грамот и прочих поощрительных мероприятий, реже по результатам месяца, чаще -- квартала и года. "Главное, чтобы это была целая система, -- считает директор по персоналу ОАО "Эко Феникс Холдинг" Елена Амехина. -- При этом, на мой взгляд, работают все советские формы поощрения. Так, по результатам каждого года в нашей компании проводится конкурс профессионального мастерства, лучшим выдаются путевки, их отправляют на обучение, всем сотрудникам ко дню рождения президент компании подписывает поздравления и пр. Пожалуй, из нововведений стоило бы, на мой взгляд, применить практику обеда с президентом компании, как это принято в некоторых западных корпорациях. Я имею в виду обед по итогам года, на который приглашают не только приближенных, но и лучших представителей от каждого отдела компании". "Единственное, на мой взгляд, что можно было бы добавить к советским мерам поощрения, -- это более неофициальную обстановку, игровой момент", -- считает и.о. директора по персоналу ЗАО "Меди" Елена Медынцева.<BR><B>Филькина грамота</B><BR>Мнения о том, насколько велика роль досок почета в жизни персонала, у персональщиков расходятся. Например, Елена Амехина считает, что ее отсутствие -- это временное упущение и что не мешало бы вспомнить практику досок со всей их официальностью, "подчеркивающей торжество момента". А Елена Медынцева, как и многие ее коллеги, полагает, что доски почета -- это пережиток прошлого. Андрей Боголюбов, советник президента по внешним связям фирмы "Ангелина", тоже уверен, что "доски" чужды идеологии компании: "Впрочем, "косвенные" доски почета у нас имеются: мы вывешиваем интервью и прочие материалы, где фигурируют сотрудники фирмы".<BR>По поводу досок существует двоякое мнение и у компаний с большим опытом работы на различных рынках. Например, в "Макдональдсе" -- и в ресторанах, и на заводе, и в офисах -- положено лучшего работника месяца "вешать" на доску. "Если начальник отдела хочет выделить своего сотрудника, то, по согласованию с отделом по управлению персоналом, он может это сделать. Но к этому нужно подходить дифференцированно: далеко не каждый сотрудник хотел бы висеть целый месяц", -- считает координатор по общественным связям ЗАО "Форд Мотор Компани" Екатерина Кулиненко.<BR>Западная практика обычно отводит для "доски" одного человека, что больше влияет на фактор конкуренции: в этом различие между капиталистическими и советскими досками, на которых можно было увидеть довольно большой альтернативный "идеальный коллектив".<BR>А, например, в компаниях Phillip Morris и Coca-Cola доски не стали частью корпоративного маркетинга. В Coca-Cola St. Petersburg Bottlers всевозможные сообщения о перемещениях и прочих достижениях сотрудников стараются делать в рабочем порядке, если не считать корпоративной газеты, выходящей 4 раза в год. И отдают предпочтение скорее материальным стимулам.<BR>Впрочем, как правило, материальные ценности дополняют "бумаги" и "грамоты" в большинстве петербургских компаний. И здесь все персональщики сходятся в одном: главное, чтобы система поощрения была прозрачна и чтобы все работники были осведомлены обо всех условиях. Иначе обиженных будет не счесть и каждый из них вспомнит если не свой, то родительский опыт "советских поощрений", который скорее имел отношение к личным связям, чем к достижениям.<BR>