00:0017 сентября 200100:00
37просмотров
00:0017 сентября 2001
Первый год третьего тысячелетия запомнится российским полиграфистам как год инвестиционной активности.
<BR><BR>Первый год третьего тысячелетия запомнится российским полиграфистам как год инвестиционной активности.<BR>В конце мая 2001 года в отечественной полиграфии свершилось историческое событие: иностранный инвестор купил отечественную типографию. Такое в постсоветской России произошло впервые. Немецкая компания ВК Logistik Service GmbH (дочерняя структура концерна Bertelsmann Arvato) сосредоточила в своих руках контрольный пакет ОАО "Ярославский полиграфический комбинат".<BR>Не прошло и месяца -- в июне на территории Ленобласти в поселке Горелово введена в эксплуатацию первая очередь этикеточного полиграфического комплекса "H&N Пэкэджинг" и "Конкордия". Это творение двух немецких компаний -- Haendler & Natermann и Goedz & Muller и их российского партнера ООО "Экотек". Немецкие фирмы специализируются на производстве разных видов упаковки, этикеток. Российская компания поставляет в страну упаковочные материалы для пищевой промышленности.<BR>Мощность первой очереди предприятия составляет 2 млрд условных единиц кольереток из алюминиевой фольги в год. Также комплекс будет производить 5 млрд условных единиц бумажных этикеток в год для предприятий пищевой промышленности. В этот проект уже вложено DEM4 млн.<BR>До этого момента пивоваренные компании -- АООТ "Бавария", ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", ОАО "Комбинат имени Степана Разина" покупали этикетки за границей. Ни одна типография в городе не могла обеспечить потребности не только пивоваренных заводов, но и других пищевых гигантов города.<BR><B>Перспективы роста</B><BR>Руководители петербургских типографий отмечают, что в последние 2 года не было даже намеков на такие крупные инвестиции. По их мнению, активные инвестиционные процессы свидетельствуют о хороших перспективах отечественной полиграфии. Несмотря на то что замедление темпов экономического роста привело к сокращению объема производства в полиграфической промышленности страны до 5% в год.<BR>Участники рынка уверены, что прогрессирующий экономический рост в отрасли возможен за счет привлечения в Россию родных клиентов, предпочитающих печатать за границей. В первую очередь это касается высокохудожественных альбомов, книг. Стоимость заказов, размещаемых российскими издателями за рубежом, оценивается специалистами в $300-500 млн. С учетом "экспортных" заказов объем производства российских типографий может увеличится на 30%. По оценкам фирмы Heidelberg, сейчас он составляет более $1,5 млрд в год.<BR><B>Бог в помощь</B><BR>Как говорят участники рынка, "процесс созревания у нас начался в конце 1998 года". Два с лишним года руководители типографий потратили на самоопределение: в каком направлении развивать бизнес.<BR>За это время рынок приобрел четкие очертания, выделилось четыре основных сегмента: книжно-журнальная продукция, производство упаковки и этикетки, рекламная полиграфия и производство газет. В каждом секторе определилась тройка лидеров, задающих темп остальным участникам рынка. И основной упор руководители типографий делают не на производственную функцию, а на сбытовую.<BR>По мнению президента Союза полиграфистов Санкт-Петербурга Сергея Радванецкого, ситуация на рынке изменилась. "Если сегодня ставишь оборудование, то подгоняешь его под конкретного заказчика. Планируешь и послепечатную, и допечатную обработку -- и конкретный договор с клиентом заключаешь. Об этом мы раньше не думали. Делали как Бог на душу положит.<BR>Например, я случайно занялся производством этикетки, мог бы попасть в другой сектор. Мы ставили станок -- и вперед. Можно было вообще ничего не делать, а через 3 месяца машина все равно будет загружена. Сегодня нужно сформировать портфель заказов, а уже потом покупать оборудование", -- говорит Сергей Радванецкий.<BR><B>Слабое место</B><BR>По-прежнему слабым местом петербургских типографий остается послепечатная обработка изделий: переплетные работы, ламинация или ламинирование изделия, вырубка.В городе на Неве нет ни одной типографии, способной изготовить меньше чем за 3 дня полноцветный журнал объемом 64 полосы и тиражом более 20 тыс. экземпляров с обложкой, покрытой УФ-лаком.<BR>Единственная в России типография, обладающая такими возможностями, расположена в Москве -- ЗАО "Алмаз-пресс"; она учреждена ГУПВО "Алмазювелирэкспорт", ЗАО "Растере" и "ИнПринт Инк" (США). С момента основания (декабрь 1998 года) руководство типографии сосредоточило все усилия на производстве цветных журналов. Благодаря техническому оснащению гиганту отечественной полиграфии удалось привлечь крупных клиентов с мировым именем, таких, как Drive, Men's Health, YES!, Bazar (Independent Media).<BR>Дефицит послепечатного оборудования сказывается на способности типографий "переварить" нарастающий к концу года ком заказов. "Правда, сейчас клиенты стали порасторопней и начинают размещать новогодние заказы уже в ноябре", -- отмечает Максим Румянцев, директор ООО "Любавич". По его мнению, вкладывать деньги в послепечатное оборудование, чтобы справиться с новогодним авралом, не совсем целесообразно. Пик спроса приходится на декабрь, а в остальное время года загрузка типографии значительно меньше, и оборудование будет простаивать.<BR>Выходом из сложившейся ситуации может быть объединение типографий в холдинги. "Почему бы двум-трем типографиям, располагающим печатным оборудованием, не объединить финансовые ресурсы и не создать предприятие, которое займется исключительно послепечатной обработкой", -- считает Алексей Радченко, начальник отдела обеспечения ООО "Издательство "Атлант".<BR>Единственный барьер на пути такого объединения, по признанию полиграфистов, -- это слабая степень доверия друг другу.<BR><B>Во что вложить</B><BR><B>деньги</B><BR>Рекламная полиграфия -- самый насыщенный сектор рынка. Листовки, буклеты, брошюры, календари печатают практически все типографии. Поэтому число конкурентов достигает 600 типографий. "Но реально повлиять на рынок могут только 70", -- считает Максим Румянцев.<BR>Емкость этого рынка чуть меньше, чем у производителей упаковки: $100-120 млн в год. Но большое число участников лишает типографии возможности аккумулировать крупные средства на перевооружение производства. Хотя набор станков, необходимых для печати листовок, карманных календарей, буклетов, минимален. В общей сложности для открытия такого предприятия достаточно $15-20 тыс.<BR>В отличие от рекламной полиграфии, производство упаковки и этикетки требует минимальных инвестиций в 10 раз больше. Зато этот вид деятельности дает большую отдачу на вложенный капитал. Число конкурентов здесь значительно меньше. В Петербурге насчитывается до 10 крупных типографий, печатающих этикетку, упаковку и способных как-то повлиять на рынок. Как правило, эти типографии располагают широкоформатными (А1, А0) печатными станками с производительностью от 10 тыс. листов в час либо узкоформатными флексографическими машинами. Наиболее известные в Петербурге -- ОАО "Полиграфоформление", ЗАО "Полиграфический центр", ЗАО "Санкт-Петербургская образцовая типография".<BR>Оборачиваемость средств в этом сегменте рынка самая высокая. Впрочем, как и его емкость -- $150-200 млн в год.<BR>Самый "нищий" рынок -- производство книг. По данным "Комкон-СПб", ежегодно петербуржцы тратят на книги $45-50 тыс. в год, что вдвое меньше, чем в Москве. Причем большая часть денег за проданную книгу достается не типографии, а книготорговцу. По подстчетам генерального директора ГП "Печатный двор" Федора Ли, доля типографии в стоимости книги занимает около 10%, издательству идет 20-30%, остальные 60-70% приходятся на книжную торговлю.<BR><B>Кажущееся изобилие</B><BR>Ни одна из существующих в Петербурге книжных типографий не способна печатать высокохудожественную литературу (книги, альбомы по искусству) малыми тиражами (заказ 500-5000 экземпляров). Крупным петербургским типографиям, таким, как ОАО "Иван Федоров", ГП "Печатный двор", это невыгодно экономически. Их мощности рассчитаны на тиражи, измеряемые десятками тысяч.<BR>Пока подобная литература в большинстве случаев печатается за пределами родины. Но свято место долго пусто не бывает.<BR>ООО "Полиграфия Агат" собирается организовать полный цикл изготовления высококачественных книг. Для этого руководство предприятия закупает послепечатное оборудование. Общий объем инвестиций -- $85.000. Срок окупаемости проекта -- 2 года. Выход на проектную мощность (10.000 экземпляров в месяц) запланирован в конце I квартала 2002 года.<BR>"Мы изучили рынок и обнаружили, что в Петербурге есть типографии, хорошо делающие переплетные работы, но они не занимаются печатью. И наоборот, множество предприятий располагают хорошими печатными станками, но не могут сделать качественный переплет", -- удивляется директор ООО "Полиграфия Агат" Елена Элконина.<BR><B>Сбытовая политика</B><BR>Как и в других отраслях российской промышленности, сбытовая политика полиграфистов направлена на привлечение розничного потребителя.<BR>Типографии, стремясь заработать дополнительные деньги, создают дизайн-бюро и большие отделы допечатной подготовки. Привлекают дизайнеров, верстальщиков. Зачастую объем капиталовложений сопоставим с приобретением послепечатного оборудования, но сроки окупаемости в первом случае значительно выше. Поэтому полиграфисты двинулись именно в этом направлении.<BR>Вступив в конкурентную борьбу с рекламными агентствами, типографии, как показывает практика, чаще ее проигрывают. Разработку дизайна изделия, оригинал-макета заказчик чаще доверяет рекламному агентству, издательству, а не отделу сбыта в типографии.<BR>