00:0010 сентября 200100:00
10просмотров
00:0010 сентября 2001
Вячеслав Скобара, генеральный директор ЗАО "Петро-Балт-Аудит":
<BR><BR>Вячеслав Скобара, генеральный директор ЗАО "Петро-Балт-Аудит":<BR>Д На какие положения закона прежде всего обращают внимание специалисты? <BR>Д Во-первых, в законе получили четкое разграничение аудит и сопутствующие аудиту услуги. Теперь аудиторская деятельность представляет собой только независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Все остальные услуги, которые вправе оказывать аудиторская организация, являются сопутствующими аудиту услугами, перечень которых, исходя из положений п. 6 ст. 1 закона, не является исчерпывающим. Во-вторых, в законе появились требования к кадровому составу аудиторской организации, что в будущем, несомненно, должно сказаться на качестве аудита и сопутствующих ему услуг. В-третьих, новый закон ограничил доступ органов государственной власти к документам, содержащим сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг. Такие документы могут быть предоставлены аудиторской организацией исключительно по решению суда лицам или органам государственной власти РФ и лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности. <BR><BR>Д Государство стремится получить более полную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организаций, собственником которых оно является, об эффективности их работы. Произошли ли какие-нибудь изменения при проведении обязательного аудита? <BR>Д Закон об аудиторской деятельности определяет понятие обязательного аудита, случаи его проведения, а также лица, имеющие право его проводить. Хотелось бы обратить внимание руководителей организаций, что обязательный аудит могут проводить только аудиторские организации. Индивидуальные аудиторы такого права лишены. Также следует иметь в виду, что аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. <BR>Кроме того, при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора. Подобное страхование будет относиться к страхованию ответственности за неисполнение обязательств.<BR>Д Кем и каким образом осуществляется контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов?<BR>Д Прежде всего необходимо отметить, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны самостоятельно проводить внутренний контроль качества проводимых ими проверок. Однако внутренний контроль может осуществляться наряду с внешним контролем, который вправе проводить уполномоченный государственный орган, либо по его поручению Д аккредитованное профессиональное аудиторское объединение в отношении своих участников. <BR>Если аудиторская организация или индивидуальный аудитор уклоняются от проведения внешней проверки качества или не предоставляют проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации, данный факт может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Ранее такого основания для аннулирования лицензии не было.<BR><BR>Д Что понимается под заведомо ложным аудиторским заключением и какова ответственность за его составление?<BR>Д Заведомо ложное аудиторское заключение Д аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. <BR>Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда. На мой взгляд, такое положение закона предоставляет излишние гарантии "провинившимся" аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам, которые подрывают доверие клиентов к добросовестным аудиторам. Если бы признание аудиторского заключения заведомо ложным производилось по решению уполномоченного государственного органа, которое в последующем могло бы быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке, механизм реализации положения закона и привлечения виновных к ответственности был бы более эффективным.<BR>Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.<BR><BR>Д Имеет ли, на Ваш взгляд, новый закон какие-либо недостатки?<BR>Д Можно усмотреть уже определенные закономерности в том, что в наиболее важных нормативных документах появляются те или иные неточности. Однако мне хотелось бы отметить, что Закон об аудиторской деятельности теперь реально существует, а все его недостатки могут быть в последующем законодателем устранены с помощью самих аудиторов, то есть тех, для кого этот нормативный акт имеет первостепенное значение.<BR><BR><B>Материалы подготовили </B><BR><B>Иван Макаров </B><BR><B>и Александр Пирожков </B>