"Глинозем" тратит силы на борьбу за вагоны

В сентябре 2001 года в российской металлургической промышленности появится новое юридическое лицо Д ОАО "Металлург", объединяющее ОАО "Волховский алюминий" и ОАО "Пикалевское объединение "Глинозем". Генеральный директор последнего, Евгений Исаков, сразу ж

<BR><BR>В сентябре 2001 года в российской металлургической промышленности появится новое юридическое лицо Д ОАО "Металлург", объединяющее ОАО "Волховский алюминий" и ОАО "Пикалевское объединение "Глинозем". Генеральный директор последнего, Евгений Исаков, сразу же предупредил, что он Д наемный менеджер и в его компетенцию не входит обсуждение подробностей уже состоявшегося слияния. Но тем не менее согласился рассказать, что он ждет от этого процесса. <BR>Д Нет оснований говорить о том, что нам это слияние чем-нибудь поможет. "Глинозем" Д крупное, сильное, стабильное предприятие. Мы каждый год Д независимо от разрухи Д вкладываем $10-12 млн в развитие. Волховский же завод, насколько я знаю, менее сильный.<BR><BR>Д Насколько эффективно используются мощности объединения?<BR>Д Примерно на 70-75%. Мы все время зажаты то сбытом, то железной дорогой, то газом, то еще чем-нибудь. Но сейчас проще. Когда в 1992 году все стало рушиться, мы оказались в очень странном положении. Внутренний рынок практически исчез. Все было настроено на советскую систему, когда продукция отгружалась только в хопрах и вагонах: ни затарки, ни фасовки. Все приходилось делать быстро, с ходу. Мы знали, что без этого не выживем. Мы тогда упали на 40% от суммарных объемов. Зато сегодня у нас от 15 до 20% продукции идет на экспорт. Часть цемента, сульфата калия, поташа, немного гидроксида алюминия и практически 100% галлия, так как российский рынок его не потребляет. Мы, между прочим, делаем 4/9 мирового производства чистейшего металла. Экспортируем в Японию, а через европейские фирмы Д в Америку. <BR>На сегодня мы единственный производитель соды на Северо-Западе. Делаем не много Д примерно 15 тысяч тонн в месяц. Но сода Д побочное производство, хочешь не хочешь, а тонну глинозема произвел Д 0,7 тонны соды выпустишь и 0,3 тонны поташа. Если ничего не получится сбыть, производство всего остального придется уменьшать. Пропорционально. Так как поташ в России и СНГ тоже не пользуется особым спросом, мы его экспортируем. Примерно 2,5 тыс. тонн в месяц Д от Турции до Финляндии. Остальное уходит на "Волховский алюминий", где из нашего поташа организовали производство сульфата калия. Если бы этого не было, нам было бы очень тяжко. Что касается цемента, то тут сложнее. Объемы потребления на рынке падали с 1992 по 1998 год. И вдруг в 1999 году Д рост на 11%, в 2000-м Д еще на 11%, в этом году Д тот же прогноз. Вокруг дикий спрос на цемент, сейчас все нам пишут: "Курск" поднимать надо, Чечню восстанавливать, собственные работы...<BR><BR>Д То есть все развивается прекрасно?<BR>Д Все хорошо, только железная дорога тормозит. Начиная с середины июня у них там какая-то дикая ситуация: то хопров (специальный вагон для перевозки сыпучих продуктов. Д М.Т.) нет, то крытых вагонов нет, то движется медленно, то встает на сутки. А нам для нормальной работы нужно где-то около 100 хопров в сутки, из которых 80 Д под цемент. Хотя по этой продукции мы на 25% ушли от железной дороги. Поставили линию по фасовке и сыпем в мешки по 50 кг Д по 600 тонн в сутки грузим на автотранспорт и в крытые вагоны. Мы можем и по 1000 тонн в сутки делать, но вагонов нужно больше. Мы увеличили мощности и в направлении отгрузки цемента в цементовозы.<BR><BR>Д А насколько вы обеспечены вагонами?<BR>Д Когда мы 60 хопров в сутки получаем, уже радуемся. Бывали дни, когда мы по 12 вагонов цемента грузили. Такого никогда не было. Я 10 лет работал в цементном производстве, грузили по 120 штук в сутки. Две печи, а это 50% мощности на цементном производстве, у меня стоит. Но мы живем в реальном мире. Все время надо крутиться и принимать решения, адекватные обстановке.<BR><BR>Д Из-за чего происходят такие сбои на железной дороге?<BR>Д Железная дорога Д монополист. Я с ними, если честно, даже ругаться не буду, совсем вагоны перестанут давать. Хотя я и Аксененко телеграммы писал, и губернаторам города и области, какие-то приказы выходили Д ну и что? Если у них аварии то там, то здесь и по двое суток составы стоят. Что хотят, то и делают.<BR><BR>Д Если говорить о монополистах, то как складываются Ваши отношения с энергетиками?<BR>Д Никак. У нас своя ТЭЦ. Недавно там прошла модернизация Д заменили три котла и две турбины. Причем одну турбину вместо 12 МВт поставили на 30, чем еще больше усилили свою энергетическую независимость. Зимой мы от "Ленэнерго" вообще ничего не получаем. Более того, сами готовы продавать. Они, правда, покупать не хотят. Причем мы предлагаем дешевле, так как ТЭЦ в структуре нашего предприятия и мы не заинтересованы накручивать цену для самих себя. В летнее время и предприятие больше работает, и профилактический ремонт на ТЭЦ обязательно идет, поэтому 30-40% энергии вынуждены покупать.<BR><B>Справка</B><BR>Галлий (Ga) Д металл алюминиевой группы. Был открыт в 1875 году французским ученым де Буарбоном. Относится к рассеянным элементам, содержание в руде не превышает тысячной доли процента. Металл серебристо-белого цвета. Химически стоек к действию воздуха и влаги. Примерно 97% металла используется при производстве полупроводников.