Пыточные орудия бодрят и полируют кровь

Итальянская выставка средневековых орудий пытки в Петропавловской крепости вызывает у российских посетителей огромный, но не всегда здоровый интерес.

<BR><BR>Итальянская выставка средневековых орудий пытки в Петропавловской крепости вызывает у российских посетителей огромный, но не всегда здоровый интерес. <BR>Орудия пытки привезла в Петербург ассоциация "Третье тысячелетие" (Милан), занимающаяся выставочным бизнесом во многих странах Европы. <BR>Любую выставку ассоциация сначала апробирует в Италии, а затем, если тема действительно интересна людям, вывозит за рубеж. Идея показать средневековые приспособления для умерщвления плоти возникла в 80-е годы. Тогда же были воссозданы по старым книгам и документам более 60 орудий пытки (настоящих осталось очень мало, почти все подлинники были уничтожены после официального осуждения инквизиции), проведена большая работа по снабжению экспонатов комментариями и иллюстрациями. В 1984 году выставка увидела свет, и с тех пор ее посетили 2 млн европейцев. <BR><B>Оставь </B><BR><B>надежду навсегда</B><BR>Ассоциация "Третье тысячелетие" открыла для себя Россию и Петербург, познакомившись с Надеждой Купряхиной, директором Регионального центра экономического развития и настоящей деловой женщиной, которая, будучи по делам в Милане, убедила руководство ассоциации в целесообразности эксперимента. Она же взяла на себя все переговоры с российской стороной. Опыт, безусловно, удался. <BR>В день выставку посещают от 500 до 800 человек. Стоимость входного билета для взрослого россиянина составляет 60 рублей Д это в 4 раза дороже платы за посещение Эрмитажа, однако никто не жалуется. Соблазн пощекотать себе нервы и вообразить смерть театрализованным действом слишком большой. <BR>Еще одна из причин такого успеха Д местонахождение экспозиции. Ничего лучше тюрьмы Трубецкого бастиона Петропавловки не придумаешь: посетители сразу настраиваются на нужный лад в холодных и тесных казематах крепости. Бодрит и сообщение при входе: "В кресло для допросов не садиться. Некоторые орудия в рабочем состоянии". <BR>На стене висит огромный плакат с фотографией настоящего людоеда с таким жутким выражением лица, что становится не по себе. Во всех странах Европы эту картинку просили убрать, у нас посетители на ее фоне фотографируются.<BR><B>Все лучшее Д детям</B><BR>Еще одно отличие наших любознательных соотечественников от европейцев заключается в том, что они активно ведут на выставку своих детей, причем явно в качестве поощрения за какие-либо подвиги. Видимо, взрослые не забыли свое счастливое отрочество, наполненное стихами-страшилками и рассказами о Красной Руке. <BR>Жутковато наблюдать мальчиков и девочек, склонившихся над экспонатами типа "разрыватель груди", "железный тапок", "мужской пояс верности" и "вагинальная груша". Впрочем, дети удивляются таким милым вещицам гораздо меньше, чем родители... <BR>Но больше всех удивлен директор по связям с общественностью ассоциации "Третье тысячелетие" Пьерлуиджи Канови: "В Европе эту выставку посещают только взрослые люди". <BR>"Здесь был, <BR>типа, Вася"<BR>Другая чисто российская категория публики Д молодые люди с крепкими затылками, влекущие своих дам на собрание дыб и клещей с целью поразить воображение спутниц детальным знанием вопроса. Они же оставляют многочисленные надписи на стенах камер заключения, где располагаются экспонаты. Правда, этим грешат и подростки, особенно из числа гостей города. <BR>Вообще, многим на выставке почему-то хочется проявить себя. Часто посетители, улучив момент, пытаются испытать орудия на практике. Организаторы с этим борются, как могут.<BR><B>"Проблема </B><BR>уровня развития"<BR>Психологи по сей день спорят о том, надо или не надо публично показывать свидетельства темных сторон человеческой натуры. Одни считают, что это только подливает масла в огонь, другие здесь видят, наоборот, профилактику, катарсис: посмотрит, дескать, потенциальный маньяк на ненастоящие пытки и, глядишь, на какое-то время успокоится, лишнего человека не зарежет. <BR>Пьерлуиджи Канови считает, что и те и другие неправы. Наблюдая за реакцией публики на выставку в течение многих лет в разных странах, он убежден, что все зависит от общей культуры. "Это проблема уровня развития и воспитания общества. Если, например, человек, стоящий у власти, садист, а общество настолько необразованно и невоспитанно, что потакает ему в его наклонностях, ничего хорошего не получится", Д заключил Пьерлуиджи Канови. <BR>Выставка "Средневековые орудия пытки" будет работать в Петербурге до конца октября. Потом она отправится в путешествие по другим городам России (ведутся переговоры с Москвой, Самарой, Саратовом).