00:0027 августа 200100:00
11просмотров
00:0027 августа 2001
Петербург. 1995 год. Директор агентства Д обаятельный, мягкий, но нехаризматический лидер. Стоит задача Д сделать его образ у персонала более властным, поддержать саму ценность дисциплины и подчинения.
<BR><BR>Петербург. 1995 год. Директор агентства Д обаятельный, мягкий, но нехаризматический лидер. Стоит задача Д сделать его образ у персонала более властным, поддержать саму ценность дисциплины и подчинения.<BR>Разрабатывается специальное яркое действо: уже изрядно "разогретый" и насидевшийся на одном месте персонал громоздит из столов, стульев и компьютерных коробок величественную пирамиду под самый потолок, высотой не менее 3,5 м, и директор покоряет эту вершину. Усаживается в кресло на самой ее вышине. Все ликуют и выпивают стопку водки в честь этой замечательной победы.<BR>Внутрикорпоративный праздник в интересной эмоционально-образной форме решает поставленные перед ним задачи: директор становится более мужественен и авторитетен среди подчиненных, персонал получает идею дисциплины и подчинения.<BR><B>Глубинные мотивы</B><BR>Почему понадобился специальный праздник? Дело в том, что традиционность российской культуры постоянно оказывает очень сильное давление на западные построения в области организационного консультирования. И если молодой персонал можно заставить играть в прозападно оформленную организационную культуру, например "добровольно-принудительно играть в футбол", чтобы поднимать team spirit, в молодых организациях, то лобовая "европеизация" старых производственных и торговых организаций зачастую наталкивается на молчаливое сопротивление персонала.<BR>В этих условиях весьма эффективным представляется трансляция организационных принципов, целей и ценностей и их инкультурация посредством действ в условиях внутрикорпоративного праздника.<BR>В России праздники нагружены большим иррациональным зарядом, чем это свойственно рациональному и прагматичному Западу. В максимальной степени это свойственно иерархическим организациям, затем (в порядке убывания) Д клановым, экономическим и творческо-командным. Вероятнее всего, так проявляется релаксация от тоталитарного дискурса власти внутри организации.<BR><B>Особенности </B><BR><B>национального </B><BR><B>праздника</B><BR>Как не следует проводить праздник? Сейчас уже можно утверждать, что праздник не должен доставлять только лишь удовольствие и быть исключительно источником эмоциональных переживаний для персонала, словно телевизионный боевик или театральная постановка за счет устроителей.<BR>Неверно думать, что праздник предназначен лишь для того, чтобы отдохнуть и расслабиться. Особенно если учесть нашу российскую специфику: отдохнуть Д так "по полной", а расслабиться Д так расслабиться совсем. В этом случае деньги, выделенные на праздник, будут потрачены с очень низкой эффективностью.<BR>Не следует вкладывать ресурсы в сам праздник, не запланировав предварительно, какое он должен произвести воздействие на персонал.<BR>Типичное для России явление Д банальное морализаторство. При этом в начале мероприятия выступает глава фирмы (подразделения фирмы) и произносит речь. Сам-то он понимает, что люди не для того здесь собрались, чтобы слушать его речи, и это накладывает на поведение уважаемого оратора свой отпечаток. Его выступление всеми присутствующими на празднике тоже воспринимается как "обязаловка". И докладчик нередко заканчивает свою речь репликой типа: "Ну вот и все, что я хотел сказать, давайте теперь будем веселиться".<BR>Хороший праздник организован таким образом, что каждый ощущает себя участником этого события и ни у кого не создается впечатления, что его добровольно-принудительно заставляют что-либо делать.<BR><B>Российский этикет</B><BR>Праздник должен прорабатывать существующие в фирме конфликты и проблемы, а не подавлять и не вытеснять их. Само собой противоречие не исчезнет. Не нужно говорить: "Давайте перестанем конфликтовать, выпьем, и все будет хорошо". Это бесполезно и вряд ли поможет.<BR>Есть еще одно ограничение Д если праздник ведет нанятый артист, возникает граница свой-чужой, и к тому же персонал ощущает себя сторонним зрителем. В этом случае прагматический потенциал праздника снижается.<BR>Что еще важно в России? Топ-менеджменту не рекомендуется пить и есть доступные только им блюда и напитки (за исключением организаций с иерархической оргкультурой Д в единичных случаях).<BR>Во избежание криминальных ситуаций лучше не проводить праздники в дни зарплаты.<BR>Праздник Д волнующий момент коллективного единения. Если кто-то из подчиненных "перебрал", не стоит впоследствии применять к нему меры оргвоздействия. Лучше решительно отправить гуляку домой на такси, а стоимость такси взыскать из зарплаты (за исключением осознанных, инсценированных действий давно назревшей острой конфронтации либо провокационного поведения).<BR>Доблесть менеджера по персоналу Д быть на празднике, как на работе, и контролировать ход событий.