00:0027 августа 200100:00
31просмотров
00:0027 августа 2001
В мировом бизнес-лексиконе появилось выражение "корпоративное гражданство". Оно определяет неразрывность общих экономических принципов существования компании и ее социальной ответственности перед обществом, в котором она работает.
<BR><BR>В мировом бизнес-лексиконе появилось выражение "корпоративное гражданство". Оно определяет неразрывность общих экономических принципов существования компании и ее социальной ответственности перед обществом, в котором она работает.<BR>Для современных корпораций одним из способов выражения своей социальной позиции является корпоративная благотворительность. Корпоративная благотворительность подразумевает выделение компаниями материальных и нематериальных ресурсов на поддержку социально актуальных областей, добровольно возлагая на себя долю ответственности за социальное положение в обществе, стремясь создать при этом благоприятное общественное мнение о самой компании.<BR><B>Американская </B><BR><B>совестливость</B><BR>Прежде чем говорить о корпоративных пожертвованиях, необходимо остановиться на основных источниках, из которых некоммерческие организации (а именно на них приходится основная часть всех пожертвований) получают поддержку для реализации своих программ для осуществления своей деятельности. <BR>Таких источников, учитывая мировую практику, в основном три. Во-первых, это правительственная поддержка, во-вторых, частные источники Д пожертвования отдельных граждан, частных фондов, корпораций. Третья составляющая Д это собственные средства некоммерческих организаций, которые они получают от собственной деятельности, Д членские сборы, коммерческая деятельность.<BR>Доля второго сектора во всех пожертвованиях составляет 18% от общей суммы. Доля корпоративных пожертвований в общей сумме средств, получаемых НКО, составляет 5%.<BR>Самая богатая история корпоративных пожертвований принадлежит США. Практически все крупные американские корпорации выступают в роли жертвователей.<BR><B>Структура милости</B><BR>Крупные и средние компании Д именно на них приходится большая часть всей корпоративной благотворительности Д имеют технологически разные подходы к осуществлению благотворительных программ. Многие из них создают внутри своих компаний специальные подразделения, отвечающие за всю корпоративную политику в области благотворительности (прямая благотворительность). На долю прямых пожертвований приходится порядка 75% от всех благотворительных сумм. <BR>Другие компании создают юридически независимые структуры, которые занимаются отбором реципиентов и распределением между ними благотворительных ресурсов головных компаний (косвенная благотворительность). <BR>Подобный структурированный подход к благотворительной деятельности, с одной стороны, избавляет высшее руководство от необходимости общения с многочисленными организациями Д грантополучателями или желающими таковыми стать, с другой стороны, обеспечивает определенную прозрачность процесса благотворительности и исключение случаев поддержки тех или иных организаций из-за личных симпатий руководящих лиц. В западной культуре корпоративной благотворительности происходит тенденция перехода от личностной мотивации оказания помощи к приведению этого процесса к более прозрачному и контролируемому виду. <BR><B>Список добрых дел</B><BR>Корпорации выпускают ежегодные отчеты о своей благотворительной деятельности. Акции оказания благотворительной помощи часто придаются громкой публичной огласке.<BR>С момента своего зарождения корпоративная благотворительность претерпела некоторые социокультурные изменения: сегодня она обусловлена не столько этическими и социальными аспектами, сколько развитием public relations как сознательным и целенаправленным формированием сети отношений между предпринимательством как институтом, с одной стороны, и обществом Д с другой.<BR>Все получатели благотворительной помощи условно делятся на три сектора: социальные программы; культура и искусство; наука и образование. Корпорации, оказывающие филантропическую помощь, стараются фокусировать свои ресурсы на определенных направлениях и, как правило, концентрируют помощь в тех регионах, где осуществляют свою деятельность. <BR>Основное направление корпоративной благотворительности для конкретной компании можно охарактеризовать следующим образом: проблемные, в общественном мнении, для корпорации отрасли (крупные табачные компании жертвуют на здравоохранение, автогиганты Д на защиту окружающей среды и т.п.) + искусство, образование, социальные программы. <BR>Большей частью объектами благотворительной помощи для корпораций являются некоммерческие организации. Они выступают либо как посреднические структуры между получателями и давателями помощи, либо как непосредственные ее получатели.<BR>В России, где также имеется богатый исторический опыт благотворительности, сегодня предпринимаются попытки возродить собственные традиции корпоративной благотворительности, используя при этом и лучшие примеры из мировой практики. <BR>Крупные российские ФПГ имеют собственные благотворительные программы. При этом явно прослеживаются и недостатки действий отечественных компаний в этой области.<BR>Главным недостатком можно назвать полное отсутствие у большинства российских компаний структурированного подхода к благотворительности. Отсутствие стратегии благотворительности, долгосрочных программ в этой области, непродуманные подходы к публичному освещению таких акций приводят часто к обратному социальному эффекту от благотворительности.<BR>Российские компании предпочитают взаимодействовать напрямую с получателями помощи и не готовы доверить распоряжение своими деньгами другим организациям. Это связано с неразвитостью института НКО в России.<BR>В России в целом отсутствует конкурентная среда между претендентами на благотворительную помощь. Нет открытых и понятных всем правил, по которым компании отбирают объекты помощи (конкурсов, программ грантов и т.д.). <BR>Решения о выделении благотворительных ресурсов и их применении имеют, как правило, личностный характер и исходят от высших руководителей компании, часто играя при этом не на имидж компании, а на имидж руководителя.<BR>Все это, а также отсутствие эффективных механизмов контроля за распределенными благотворительными средствами, препятствует переходу российской корпоративной благотворительности от разовых акций к самоценной благотворительной культуре. <BR>Главная цель корпоративной благотворительности Д постоянно следить за окружающей корпорацию средой, чувствовать пульс внешних и внутренних стейкхолдеров и переносить знания об этом в рабочую корпоративную стратегию. Только когда придет полное понимание этого российскими компаниями, можно будет говорить о том, что в России сложилась цивилизованная культура корпоративной благотворительности.