00:0030 июля 200100:00
12просмотров
00:0030 июля 2001
Кинобизнес, основанный на рыночных отношениях, добрался до Петербурга. Деньги в техническое перевооружение вкладывают и сами владельцы петербургских кинотеатров, и сторонние компании.
<BR><BR>Кинобизнес, основанный на рыночных отношениях, добрался до Петербурга. Деньги в техническое перевооружение вкладывают и сами владельцы петербургских кинотеатров, и сторонние компании. <br>Планы некоторых инвесторов простираются до новых комплексов из несколько кинозалов. <br>К уже действующим 10 новым кинотеатрам добавится «Колизей» («Каро Фильм» дал денег на реконструкцию, которая завершится к осени) и «Стерео». В течение нескольких лет будут построены многозальные кинотеатры на площади Гагарина и на Осеннем бульваре.<br>При грамотном менеджменте кинотеатр оказывается рентабельным предприятием.<BR><B><br>Важнейшее из искусств</B><br>«Советский Союз держался на кине и вине», — вспоминает старую шутку Павел Кошелев, первый заместитель председателя Комитета по культуре городской администрации, который курирует городские кинотеатры. Доходы киноотрасли, говорит Павел Кошелев, были сравнимы с прибылями от продажи вина и водки. Когда советская система проката рухнула, кинотеатры стали влачить жалкое существование.<br>В 1973 году каждый советский гражданин посетил кинотеатр в среднем 18,4 раза в год. В 1999 году средний россиянин посетил кинотеатр 0,3 раза в год.<br>С начала 90–х годов кинотеатрам предоставлены разнообразные налоговые льготы. С 1999 года прибыль, направленная на капитальные вложения в кинотеатр, освобождается от налогообложения. В ряде регионов кинотеатры даже освобождены от уплаты налога на землю.<BR><B><br>Льготы побоку</B><br>Сейчас из 58 петербургских кинотеатров 39 (более 67%) находятся в государственной собственности. Их существование нельзя назвать безоблачным. Часть занимается непрофильным бизнесом, сдавая помещения под мебельные салоны и автоцентры. Например, казино «Слава» продолжает считаться кинотеатром, потому что соответствующая лицензия действует в течение 15 лет. Как кинотеатр «Слава» все еще присутствует в списках Комитета по культуре.<br>Чуть меньше 20 предприятий акционировались и находятся в частной собственности. На полную мощность работают пять, проводя до 15 киносеансов в день. Средняя заполняемость залов при этом — около 50%. По меркам кинопроката, это прекрасный показатель. Фильм считается коммерчески успешным, если он собирает хотя бы треть зала.<br>По данным Министерства культуры РФ, 25 российских кинотеатров, находящихся в собственности крупных дистрибьюторских компаний, приносят за год $40 млн. Эта сумма превышает сборы 1500 российских кинотеатров, находящихся в государственной собственности. Их ежегодный валовой сбор не превышает $30 млн. <BR><B><br>Действующие лица</B><br>Есть две схемы сотрудничества дистрибьютора с владельцами кинотеатров: фиксированная сумма и процент от сборов. «Кристалл Палас», например, предпочитает работать с дистрибьюторами по первой схеме. Эта сумма колеблется от 300 тысяч до 1 млн рублей за прокатный период (3–4 недели). Пленка с копией фильма рассчитана на 400–500 показов. После 1–1,5–месячного активного проката в кинотеатре копию можно выкидывать.<br>Как говорит генеральный директор кинотеатра «Кристалл Палас» Александр Кунец, дистрибьюторы предпочитают работать за проценты от кассового сбора. Это позволяет собрать больше денег и «держать руку на пульсе», получая подробную статистику о зрительских предпочтениях. Обычно выручка делится пополам. Дистрибьютор сам рассчитывается с продюсером. В итоге 50% достается кинотеатру, 35% — продюсеру, а 15% остается у дистрибьютора.<br>Государственные кинотеатры не могут позволить себе приобретать для показа новые фильмы. «Годовая лицензия на «Брат–2» стоила 100 тысяч рублей, а стоимость одной копии — 300 тысяч, — вспоминает Павел Кошелев. — Бюджет «Петербург–кино» (организация, которая закупает фильмы для государственных кинотеатров. — Ф.Ш.) — 6 млн. Значит, мы можем приобрести всего несколько фильмов в год. Очередь из кинотеатров на эту ленту выстроится на несколько месяцев вперед. А новые фильмы — это машинное масло для кинотеатров. Если в кинотеатре не идут новые фильмы, зритель туда не пойдет».<BR><B><br>Кинокомфорт</B><br>Западный кинопрокат пережил кризис 30 лет назад. В связи с массовым распространением домашнего видео посещаемость кинотеатров резко упала. Чтобы не потерять бизнес, владельцы кинотеатров стали массово переоборудовать свои заведения. Зрителя стали привлекать широким экраном, качественным цветным изображением, стереозвуком и комфортными залами с кондиционированным воздухом. Тогда же начинается массовое строительство многозальных кинотеатров. Это позволяло сформировать расписание так, чтобы ближайшего сеанса зритель ждал не более 30 минут. В фойе кинотеатров появлялись игровые автоматы и кафе, а сами кинотеатры превращались в огромные центры досуга. Посещаемость кинотеатров была восстановлена.<br>В Петербурге за последние 10 лет не построено ни одного нового кинотеатра. Мероприятие это затратное, и инвесторы предпочитают вкладывать деньги в реконструкцию старых зданий. Тем более что любой кинотеатр на Невском будет прибыльным. <br>Чтобы переоборудовать кинотеатр, необходима сумма от $500 тысяч. Можно немного сэкономить на звуке, установив вместо импортной Dolby российскую стереосистему, разработанную в Научно–исследовательском кинофотоинституте. Такая смонтирована в киноцентре «Ленинград». Система западного производства, естественно, обойдется дороже, примерно в $50 тыс. Но установка стересистемы — не самое затратное мероприятие. «У меня гораздо больше средств уходит на систему кондиционирования залов, — говорит Александр Кунец. — А без нее никак. Прошлым летом люди бежали из кинозала, потому что температура там доходила до 30 градусов. Это прямые убытки».<br>Сборы от кинопоказа в реконструированном кинотеатре составляют в среднем $100 тысяч в месяц и больше.<BR><B><br>Государственная протекция</B><br>В формировании российского кинобизнеса решило поучаствовать и государство. В начале апреля 2001 года Владимир Путин подписал Указ о создании ОАО «Российский кинопрокат». Организационные мероприятия должны были завершиться к началу июля, но пока ничего не сделано. Можно лишь предполагать, на каких принципах будет работать новое ОАО под руководством Виктора Глухова, бывшего начальника одного из кинодепартаментов Минкульта.<br>Одновременно с Указом о создании «Роскинопроката» был подписан указ о реорганизации федеральных государственных киностудий. Суть двух актов — обеспечить максимальную прибыль при минимальном государственном финансировании киностудий. Производственная часть государственных киностудий будет акционироваться. В собственности государства останется часть студий, связанная с коллекциями кинолент. В «Российский кинопрокат» войдет около 150 переоборудованных кинотеатров по всей стране. Предполагалось, что из петербургских государственных кинотеатров в новое ОАО войдет примерно две трети.<br>Создание «Роскинопроката» обосновывает также протекционистскую политику государства в отношении прибыльной отрасли. На средства, полученные от проката западного кино, в рамках госзаказа будут сниматься российские ленты. Прокатчики считают, что даже среднее кино может принести какие–то деньги, если прокатывать его по всей России. Государственной сети это под силу.<BR><B><br>Киномеханика сети</B><br>Чиновники и предприниматели, причастные к кинобизнесу, согласны с тем, что будущее за многозальными кинотеатрами. Когда инвесторы восстановят имеющийся фонд и кинотеатры, требующие минимальных затрат на реконструкцию: кинотеатры на Невском и Московском проспектах, кинотеатры «Прометей» и «Балканы», расположенные в выгодном месте, — будут строиться российские мультиплексы. Многозальный кинотеатр гораздо рентабельнее нескольких одно– или двухэкранных кинотеатров.<br>Одновременно с этой тенденцией будет действовать и другая. Кинотеатры начнут объединяться в сети. Соглашение о партнерство может быть юридически оформленным, а может оставаться джентльменским. Договорившись о совместной политике по отношению к дистрибьюторам, владельцы кинотеатров смогут получать фильмы по более выгодной цене. «Владельцы кинотеатров пока не готовы работать по–партнерски, но я думаю, что со временем они изменят свою точку зрения. Это ведь выгодно», — считает Александр Кунец.<br>В Москве, где переоборудованные кинотеатры открываются чаще, чем в Петербурге, первые сети уже складываются. Планы холдинга «Медиа–Мост» (191 кинотеатр в 86 российских городах к 2005 году), правда, не осуществились. Зато успешно разрастаются сети «Империя Кино» (восемь кинотеатров) и «Каро Фильм» (шесть кинотеатров в Москве и 10 по России). <br>Построение эффективной и прибыльной системы кинопроката в России станет дополнительным стимулом для продюсерской деятельности в мировом кинобизнесе. Возможно, российским продюсерам тоже достанется кусок от этого пирога.<BR><B><br>Короткой строкой</B><br>- Победное шествие американского кино по Европе началось еще до второй мировой войны. Причиной стала разветвленная сеть кинотеатров в США. В период расцвета кино, в 1930–е и 1940–е годы, в Америке насчитывалось около 15 тысяч кинотеатров. (Для сравнения: в Великобритании в те годы было 4–5 тысяч кинотеатров.) После того как американские фильмы окупались на родине, владельцы пускали их в европейский прокат по демпинговым ценам. Помимо этого способа американские прокатчики использовали множество других приемов. Например, была широко распространена практика предоставления льготных условий при заключении торгового договора. Обычным было выделение дополнительного ассортимента. Например, бесплатного короткометражного фильма в «довесок» к полнометражному.<br>В США насчитывается 7421 кинотеатр (37.396 кинозалов), причем одноэкранных — меньше трети (32%). Остальные кинотеатры многозальные — миниплексы (два–семь залов), мультиплексы (8–15 залов) и мегаплексы (16 и более залов). <br><br>- Европейские страны пытаются защищаться от экспансии американского кино, но не слишком удачно. Наибольших успехов в защите национального кинематографа достигла Франция. Государственную политику по производству и прокату фильмов во Франции осуществляет Национальный центр кино (НЦК). НЦК существует на государственные средства и налоги от проката фильмов. Так называемый налог на кинотеатры составляет 12,5% от цены билета. <br>Средства от налога направляются на техническое переоснащение кинотеатров, дотации прокатчикам на выпуск картин, производство национальных фильмов и совместные постановки в рамках Европейской конвенции о совместном производстве аудиовизуальных произведений. В результате во Франции снимается 150–200 фильмов в год. Доля французских фильмов в прокате составляет около 30%.<br><br>- Об успешном развитии кинопроката свидетельствует и интерес рекламодателей к аудитории кинозалов. В 2000 году такой новый для России вид рекламы, как реклама в кинотеатрах, впервые достиг заметных объемов. По оценке экспертов Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) и Российского отделения Международной рекламной ассоциации (IAA), он составил около $3 млн.<br><br>- По данным бюро статистики Европейского союза Eurostat, европеец в среднем посещает кинотеатр 2,1 раза в год, а американец — 5,5 раза. Крупнейший кинорынок в Европейском союзе — Франция. Здесь продаются 170 млн билетов в год.<br>В пересчете на одного жителя на первом месте находится Ирландия, каждый житель которой посещает кино 3,4 раза в году. Французы делают это 2,9 раза, а финны и греки — только 1,2 раза в год.<BR>