Мертвые форты хотят жить

По мере продвижения работ на кольцевой автомобильной дороге архитектурные достоинства 18 фортов близ острова Котлин обещают вырисовываться все четче.

<BR><BR>По мере продвижения работ на кольцевой автомобильной дороге архитектурные достоинства 18 фортов близ острова Котлин обещают вырисовываться все четче. <br>Почти все форты к настоящему времени превращены в заросшие бесформенные острова. Частично фрагменты их уникальной отделки потеряны. Но, по счастью, форты не поменяли свой «профиль», хотя такие попытки были. Например, в начале 90–х на одном форте хотели открыть тюрьму. На форты заглядывался даже один из заезжих «банановых королей», рассчитывавший построить на одном из них макаронную фабрику, а на другом — фруктовую.<br>Без Церетели<br>Несколько фортов, по мнению руководителя разработчиков проекта, директора Государственного института архитектуры (ГИА) Олега Романова, обещают полностью служить искусству. Например, «4–й Северный форт» может превратиться в Музей варварства, куда будут свезены образцы плодов разрушительной человеческой силы. <br>Проект музея уже обсуждается с экологами «Зеленого креста», у которых, разумеется, есть на примете вопиющие раритеты. Основанием же для появления музея послужили кирпичные сталактиты, ставшие главной достопримечательностью форта: раньше на «4–м Северном» моряки жгли мазут. <br>Форт «Павел I» благодаря своему состоянию также способен работать на эстетику. В 1922 году на нем произошел сильный взрыв (на «Павле» располагались минные склады), превративший все укрепления в руины. По концепции ГИА, среди развалин уготовано место монументу погибшим морякам. Предположительно автором будущего комплекса станет петербургский скульптор Юрий Календарев. До этого на место под балтийским солнцем претендовал Зураб Церетели, но, к счастью, форт удалось отстоять. Поэтому на «Павле», скорее всего, появится современная абстрактная скульптурная группа, а не мускулистые матросы ростом с Родину–мать каждый, чего можно было бы ожидать. <br>Камня на камне<br>Музейный комплекс предусмотрен и на форте «Константин» — по проекту, одна из набережных заполнится пушками и прочими артиллерийскими орудиями, свезенными с разных уголков Северо–Западного региона. На форте сохранился каземат со стальной защитой толщиной около 40 см. <br>Подобной конструкции не было ни на одном из фортов. Все остальные — преимущественно каменные, в отличие, пожалуй, от форта «Милютин», чья уникальность заключалась в металлических вращающихся башнях (по две пушки на каждую), — они тоже будет воспроизведены. <br>«Все форты — уникальные архитектурные сооружения, — констатирует Олег Романов. — Мы привыкли понимать под военными объектами бетонно–земляные конструкции. А здесь — эстетика «в полный рост», хотя проектировали их военные инженеры. Вся отделка фортов сделана на уровне лучших памятников Петербурга. Например, очень любопытны ажурные металлические детали на форте «Александр I». <br>Концепция современного развития и использования кронштадтских фортов, которую разработал ГИА, по согласованию с КГИОП и КГА предполагает музеефикацию фрагмента каждого форта. Остальное, с учетом вариантов по их использованию, будет зависеть от будущих инвесторов. Первый инвестор — «Морская лига» начинает браться за «Александр I» и занимается освоением форта «Константин». Сейчас там уже работают детский парусный клуб, кафе, гостиница, пристань для яхт и пр. Скорее всего, по мнению Олега Романова, главную обслуживающую функцию возьмут на себя форты, приближенные к дамбе, — именно по причине своего местоположения. Например, на «7–й Северный» и «3–й Северный» (частично засыпанный) разрабатываются проекты и уже есть потенциальные владельцы. В освоении фортов принимает участие администрация Кронштадта и Международный фонд возрождения фортов Кронштадта.<br>«Конечно, мы ждем инвесторов с фантазией, чтобы наши форты стали похлеще, чем форт «Баярд», который, надо заметить, по форме менее интересен, чем наши, — говорит Олег Романов. — У нас более изощренная архитектура — в этом, видимо, проявлялась российская державная амбициозность. <br>На одном из фортов можно было бы открыть аттракцион — строительство деревянных судов, как, например, это организовано в английском порту в Портсмуте, и приютить наших энтузиастов ретро–кораблестроителей. Кроме того, в Кронштадте много старых кораблей, которые можно было бы восстановить, чтобы поддерживать историческую ауру».<br>