Телепродюсеры играют только в проверенные мировым опытом игры

Коммерчески выгодное телевидение держится на зрелищных передачах. Лидером этого направления стали телеигры, в которые с подачи продюсеров активно играют зрители многих стран.

<BR><BR>Коммерчески выгодное телевидение держится на зрелищных передачах. Лидером этого направления стали телеигры, в которые с подачи продюсеров активно играют зрители многих стран. <BR>Создатели телевикторин и игр, собирающих многомиллионные аудитории, становятся миллионерами. Но среди них почти нет русских сценаристов. Продюсеры российских телеканалов предпочитают закупать лицензии на производство проверенных успехом у зрителей западных шоу.<BR>В договоре с владельцем прав оговариваются все нюансы программы, вплоть до оформления студии. "Владельцы прав соглашаются изменить дизайн, только когда убедятся, что мы не испортим уже раскрученную программу", - говорит продюсер ЗАО "Телевизионная продюсерская компания "2В" Сергей Пехлецкий. <BR>Компания "2В", которая входит в холдинг "Видео Интернешнл", производит несколько игр по лицензии западных компаний. Это такие игры, как "Своя игра", "Сто к одному" и "Два рояля". Аналог последней - игра The Lyrics Board, - выходит во Франции, Дании, Ирландии, Финляндии, Бельгии и Швеции. <BR><BR><B>Зачем продюсеру шампанское</B><BR>Покупка идеи иностранной телеигры проще и дешевле, чем "пробивание" оригинальной идеи. "У меня папка сценариев толщиной в два кулака. Из этой пачки сценариев пять - просто гениальные. Однако телевизионные начальники предпочитают покупать уже раскрученные марки. Пока количество платежеспособных каналов не увеличится в несколько раз, ситуация не изменится", - считает Сергей Пехлецкий. <BR>Продюсеры умалчивают о том, что связавшись с местным автором, они сильно рискуют. Существующее законодательство описывает взаимоотношения сторон чересчур туманно. Телевидение - искусство коллективное, и гораздо проще заплатить за всю идею целиком, чем разбираться отдельно с авторами идеи, названия, мелодии и прочих составляющих телепрограммы.<BR><BR><B>Смекалистые и находчивые</B><BR>В 80-х - начале 90-х годов в телепрограммах СССР значились всего три телевизионных игры: "Спортлото", "КВН" и "Что? Где? Когда?". Причем "Спортлото" телевизионной игрой считаться не может. Это лотерея, тираж которой проходил в прямом эфире. Зато две оставшиеся игры - самые долгоживущие. <BR>Программа "Что? Где? Когда?" появилась в 1975 году. Долгое время призами были книги, и ни о каких деньгах и речи не шло. Более того, в начале перестройки газета "Советская культура" "заклеймила" практику вручения призов, заявив: "Так можно дойти и до призовых шуб и машин". <BR>Газета оказалась права. Деньги на игровом столе "Что? Где? Когда?" появились в 1991 году. Поскольку в это время государственное телевидение начало испытывать финансовые трудности, начало 90-х годов связано с бурным развитием телевизионной рекламы.<BR>Авторы игры не продают лицензии на нее. В 1989 году они создали международную ассоциацию клубов "Что? Где? Когда?". Сейчас она объединяет около 6000 клубов из разных стран. В основном это клубы в республиках бывшего СССР: в России, на Украине, в Эстонии, Латвии, Белоруссии, Литве, Туркмении, Азербайджане, Грузии.<BR>Игры КВН создает, снимает и поставляет телеканалам ЗАО "ТТО АмиК" (Александр Масляков и компания). Предприятие также патронирует команды, участвующие в играх. Лиги КВН созданы на всей территории СНГ.<BR>Участие в играх требует от команд постоянных организационных взносов. Взносы за участие в играх "низших" лиг составляет $650-1500 за сезон. Команды КВН существуют во всех крупных городах России и ближнего зарубежья. И давно уже самостоятельно зарабатывают деньги на брэнде КВН.<BR><BR><B>Сколько стоит миллион</B><BR>Первой в истории российского телевидения развлекательной программой, сделанной по лицензии, стала телеигра "Любовь с первого взгляда". Застрельщиком выступило ООО "Телекомпания "Игра". Права на производство программы приобретены у британской телевизионной компании Action Time в 1991 году. Из игр, которые снимала "Игра", "Любовь с первого взгляда" стала первой и последней лицензионной программой. Остальные - "Что? Где? Когда?" и "Брэйн ринг" - родились уже в компании, и права на них принадлежат ей же.<BR>Названия компаний - владельцев прав указываются в титрах каждой программы. Однако массовый зритель, который не привык изучать титры, узнал о лицензиях на производство телеигр в связи с раскруткой программы "О, счастливчик!". (Когда игра "переместилась" с НТВ на ОРТ, ее название изменилось на "Кто хочет стать миллионером?".) <BR>Программа Who wants to be a millionaire? появилась в эфире в Великобритании в конце 1998 года на канале ITV. Очень быстро программа стала весьма популярной. В первые месяцы ее рейтинги стали "перекрывать" рейтинги передач телеканала BBC-1. Сейчас лицензия на эту программу приобретена уже в 57 странах мира.<BR>Правами на игру владеет британская компания Celandor. В России программу снимает ООО "Вейз адвертайзинг". Как сообщает газета The Guardian, права на производство игры в России под названием "О, счастливчик!" в течение 2 лет обошлись покупателю почти в $3,8 млн.<BR><BR>Автора в кадр!<BR>Активность российских создателей телепрограмм зависит от ясности в распределении доходов от телепродукции. Сейчас в российском парламенте находится законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах". Большинство поправок фиксируют положение, уже сложившееся на ТВ. Часть поправок облегчает формирование российского рынка лицензий на производство телепрограмм.<BR>Так, предлагается дополнить закон новым термином "правообладатель", включающим в себя как автора, так и любого лица, кому были переданы имущественные права. Прежний закон закреплял право на произведение лишь за автором или его наследниками.<BR>Поправки приводят существующий закон в соответствие международным договорам, к которым Российская Федерация уже присоединилась. Это Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм, Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, Римская конвенция 1961 года.<BR>Предлагается также детализовать термин "часть произведения" как объект авторского права. Объектом авторского права объявляется часть произведения (в том числе его название, фрагмент, персонаж и иные элементы. <BR>