00:0013 июля 200100:00
22просмотров
00:0013 июля 2001
Простившись с надеждами жить долго и счастливо за счет государственной казны, медучреждения решились зарабатывать за счет населения.
<BR><BR>Простившись с надеждами жить долго и счастливо за счет государственной казны, медучреждения решились зарабатывать за счет населения. <BR>И у них это стало получаться: за 2000 г. петербуржцы заплатили медикам на 7,3% больше, чем в 1999 г. (1306,9 млн руб. против 1217,9 млн руб.). Доля личных средств граждан в совокупных доходах городских медучреждений, по данным Комитета по здравоохранению администрации Петербурга, несколько последних лет росла и в 2000 г. достигла 10%, а емкость рынка превысила 13 млрд руб. в год.<BR>Теперь менеджеры частных клиник в первую очередь решают вопрос: как привлечь еще больше клиентов? И только потом думают о том, как получить бюджетное финансирование.<BR><BR><B>Становление рынка</B><BR>За десятилетие реформ здравоохранения у отечественной медицины вместо одного источника финансирования - государственного бюджета - появилось три: бюджет (федеральный и местный), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и личные средства граждан (см. диаграмму).<BR>Все это привело к разделению медучреждений на две части. Большая часть - государственные клиники живут за счет ФФОМС и бюджета, а также предпринимательской деятельности. Которая построена на сдаче помещений в аренду частным клиникам, где те же самые специалисты оказывают услуги за "живые" деньги.<BR>Меньшая часть медучреждений - частные и ведомственные клиники в большинстве своем живут только за счет пациентов, не получая из бюджета и ФФОМС ни копейки. Чтобы улучшить свое финансовое положение, негосударственные медицинские учреждения идут двумя путями.<BR>Первый путь - налаживают отношения с предприятиями на обслуживание их сотрудников. Но выйти на этот рынок удается далеко не всем. Бывшие госпредприятия предпочитают поддерживать в прошлом "свои" клиники, а народившиеся за последние годы частные предприятия не спешат заключать договоры с врачами на медицинское обслуживание работников.<BR>Второй путь - войти в систему ОМС, но там новых участников никто не ждет. Но в Петербурге медицинских учреждений больше, чем надо. Потенциальные возможности медорганизаций, в том числе и частных, намного превышают мощности, необходимые для исполнения государственных гарантий. Поэтому в системе ОМС в Петербурге работают лишь те клиники, которые необходимы для обеспечения государственных гарантий. "Если начать размазывать государственные деньги между всеми желающими работать в системе ОМС, то хорошо от этого не будет никому", - считает главный специалист отдела перспективного развития и страховой медицины Комитета по здравоохранению администрации Петербурга Федор Михайлов.<BR><BR><B>Отчисления хотят увеличить</B><BR>Доля затрат федерального и местного бюджета на здравоохранение к 1994 г. сократилась примерно на 25,4%, а набирающий силу ФФОМС все еще не мог компенсировать недостаток средств, необходимых для оказания населению гарантированной медпомощи.<BR> Тенденция сокращения бюджетных вливаний продолжается, а ФФОМС по-прежнему не покрывает дефицита.<BR>В Петербурге, например, согласно нормативам базовой программы обязательного медицинского страхования один койко-день стоит 235,7 руб. Реально городская казна (бюджет и ФФОМС) располагает 203,86 руб. на один койко-день. Недавно министр здравоохранения Юрий Шевченко не выдержал и высказался за увеличение размера отчислений предприятий в ФФОМС. Вместо 3,6% от фонда заработной платы он предложил установить 10%. <BR>Депутаты Законодательного собрания Петербурга тоже пекутся о медицине: рассматривая закон о здравоохранении, предлагают довести размер финансирования городских медучреждений до 20% в общем объеме бюджета. "Что касается размера отчислений в ФФОМС, вероятно, это и произойдет. А вот увеличение доли расходов городского бюджета даже до 10% представляется маловероятным", - рассуждает пресс-секретарь Комитета по здравоохранению администрации Петербурга Николай Кириченко.<BR><BR><B>Предложение обогнало спрос</B><BR>Рост оборота рынка за счет расширения потребительской доли (граждан, оплачивающих медуслуги за свой счет) расширил число частных клиник (сейчас в городе на Неве действует около 1500 частных медицинских предприятий), а также круг предлагаемых ими услуг. <BR>Негосударственным структурам государство разрешило оказывать все более сложные виды медицинской помощи, и все больше врачей различных специальностей получили право на частную медицинскую практику.<BR>Сегодня частные учреждения берутся оказывать не только консультативные, но и диагностические, а также многие лечебные услуги, включая лазерную и классическую хирургию. Причем не только косметические операции, с чего начинались многие фирмы. Такое изменение структуры предложения значительно расширило рынок медицинских услуг. Но пока в частном секторе нет ни одного многопрофильного медицинского учреждения, сравнимого с государственным. Причина в том, что основу коммерческих фирм составляют узкопрофильные специалисты.<BR><BR><B>Особенности рынка</B><BR>Все это привело к избытку предложения по многим видам медицинских услуг. Как следствие, цены на них начали падать.<BR>Например, в стоматологии цены в частных и государственных клиниках практически одинаковы, аналогичная ситуация у гинекологов и урологов. Это несмотря на то, что коммерческая клиника сама покупает оборудование и полностью платит за аренду.<BR>И хотя частные фирмы обыгрывают государственные в гибкости и ориентации на клиента, врачи-бюджетники, работающие на государственных площадях и оборудовании, берут с пациентов очень мало - только за свои услуги. Чем, собственно, и подрывают рынок.<BR>Частные фирмы смогут по-настоящему конкурировать с государственными структурами только тогда, когда пациенты начнут распоряжаться деньгами самостоятельно. <BR>Как бы там ни было, услуги и частной, и государственной медицины должны быть ориентированы на интересы пациента. <BR><BR><B>Продавцы и покупатели медуслуг</B><BR>Органы управления здравоохранением, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), страховые организации, предприятия, граждане выступают в роли покупателей на рынке медицинских услуг, а медицинские учреждения и врачи - в роли продавцов.<BR>Органы управления здравоохранением оплачивают медицинские услуги по социально значимым видам заболеваний (психиатрия, туберкулез и т.д.).<BR>ФФОМС и страховые организации оплачивают все остальные виды медицинской помощи в соответствии с программой обязательного медицинского страхования, являющейся частью программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью.<BR><BR><B>Мировая практика</B><BR>В мировой практике различают две системы здравоохранения. Первая - государственная система здравоохранения (система Бевериджа) полностью финансируется из государственного бюджета. Действует в таких странах, как Великобритания, Греция, Португалия. Такая же система существовала в СССР.<BR>Вторая - система всеобщего страхования (система Бисмарка), средства граждан аккумулируются в страховых фондах, и при наступлении страхового случая человеку оказывается необходимая медицинская помощь. Она действует в Германии, Италии, Нидерландах, Франции.<BR><BR><BR><BR>