00:0027 июня 200100:00
10просмотров
00:0027 июня 2001
Мужчина приблизительно 50-55 лет. Одет в немного помятый костюм. Всегда чем-то озабочен. Неохотно общается с посторонними.
<BR><BR>Мужчина приблизительно 50-55 лет. Одет в немного помятый костюм. Всегда чем-то озабочен. Неохотно общается с посторонними.<BR>Этот перечень ни о чем не скажет, если не назвать главную примету: его можно встретить почти на каждом собрании акционеров, проходящем в Петербурге. Это - профессиональный акционер. Он может владеть одной, несколькими или даже 1000 акций нескольких десятков предприятий, но в любом случае его доля собственности в уставном капитале компании ничтожно мала.<BR>Всего в Северной столице примерно полсотни таких профи. Кто-то скажет, что от этих людей ничего не зависит, но на самом деле именно они - главные зрители в петербургском акционерном театре. Именно для них петербургские ОАО раз в год дают свой главный спектакль под названием "Очередное собрание акционеров".<BR><BR><B>Театральная программка</B><BR>Собрание акционеров в России в большинстве случаев является чем-то вроде ритуала или формальности - исполнением статьи 47 (глава VII) Закона РФ "Об акционерных обществах". Владельцы крупных пакетов акций договариваются о грядущих решениях еще на совете директоров. Рутина, казалось бы.<BR>Избежать ее как раз и помогает современный экономический театр. Сцену-президиум занимают солисты и герои-любовники - совет директоров общества. В массовке - представители АО, играющие роль членов счетной комиссии, стражей порядка, регистраторов, сборщиков бюллетеней. Партер, как и в самом обыкновенном театре, оккупируют зрители - акционеры либо их представители, часть которых, в соответствии с канонами авангардной драматургии, принимает непосредственное участие в представлении. Можно играть.<BR>Главные в этом театре, безусловно, зрители. Они не только смотрят представление, но и пытаются превратить его в интерактивное зрелище: устраивают небольшие скандалы и словесные перепалки, забрасывают президиум устными и письменными вопросами и др. Казалось бы, владельцы контрольного пакета могут произнести: "Молчите, не мешайте работать, ваши 0,0001% не могут повлиять на принятие решения", - и собрание вместо обычных 2 часов уложится минут в 40. Этого не происходит. Каждый актер любит свою публику и ждет встречи с ней. "Мы любим наших профессионалов. Видим их ежегодно - уже привыкли. Даже удивляемся, если один из них не приходит", - признался представитель АООТ "Бавария".<BR>В результате исполнители главных ролей выстраивают сложные мизансцены (дебаты), работают над голосом, нежно и подробно отвечают на самые "заковыристые" вопросы: "Почему акции АО неликвидные?", "Почему холдинг не спешит переходить на единую акцию?", "Почему наше предприятие (именно так миноритарный акционер привык называть любое предприятие, владельцем одной акции которого он является) закончило год с маленькой (большой, средней) прибылью (убытком), и что администрация собирается предпринять для вывода из кризиса (дальнейшего наращивания объемов производства)?" Под занавес сценического диалога в ход идут самые веские аргументы: "Почему, например, в АО "Х" все документы сброшюрованы, прилагается отчет аудитора и т.д., а в АО "Y" - только выжимка из баланса, да и та за деньги?"<BR>Кульминация спектакля - безусловно, вопрос о дивидендах, особо выделяемый в театральной программке (то бишь повестке дня собрания). "Мы вкладывали свои деньги не для того, чтобы они лежали мертвым грузом. Хотим получать дивиденды", - кричит разгоряченный "профессионал". "Вы вкладывали свои деньги в инвестиционную компанию, продавшую вам акции. Мы этих денег не видели. Поэтому давайте не будем шуметь, а утвердим решение о невыплате дивидендов (или выплате только по привилегированным акциям)", - терпеливо объясняет генеральный директор. <BR>На АООТ "Электросила" эта история имела неожиданное продолжение. Генеральный директор общества Равиль Урусов, который слышит эти вопросы не в первый раз, сорвался и заявил мелким собственникам, что "пока не произойдет модернизация производства, генеральный директор не будет думать о маленьких интересах маленьких акционеров". Тут на трибуну взошла женщина, до сего момента в действии не участвовавшая, и произнесла страстный монолог на тему "я понимаю проблемы предприятия и готова подождать с дивидендами". Через некоторое время стало известно, что в недрах совета директоров общества родилась идея - оказать спонсорскую помощь сельской школе Гатчинского района, где трудится акционер.<BR><BR><B>Толстый и тонкий</B><BR>Профессиональные акционеры делятся на две неравные по величине группы. Одни - личности наподобие небезызвестного Бориса Федорова, при имени которого вздрагивают в Сбербанке, "Газпроме" и прочих "вкусных" компаниях - решают глобальные проблемы. Получив возможность выступать от имени миноритарных акционеров, он фактически шантажирует эти компании, требуя место в совете директоров и угрожая многочисленными судебными тяжбами. Кстати, такого рода шантаж очень распространен, например, в Германии.<BR>Представители второй группы зачастую "специализируются" на акциях компаний даже не второго эшелона, а на полном "неликвиде". Эти бумаги не котируются на биржах, их не выкупают сами АО, они никому не нужны. "Что же делать с такими бумагами? На нашем фондовом рынке котируются только "голубые фишки". Скупка акций других предприятий начинается только в том случае, если есть интерес к самому предприятию", - сказал председатель биржевого совета ЗАО "Биржа "Санкт-Петербург" Валерий Филиппов. <BR>"Капитал российских АО - сокровище. В том смысле, что купить его часть можно, а с продажей всегда возникают проблемы. Весь российский рынок ценных бумаг - борьба за контрольные пакеты. Сейчас почти все крупные и средние предприятия, например, уже поделены, именно поэтому их акции не котируются и не имеют вторичного рынка", - вторит ему член совета директоров ЧИФ "Народная солидарность" Виктор Зеленский.<BR>Профи приходится использовать привычный российский принцип про овцу и клок ее шерсти. Сотрудники АО, занимающиеся организацией собраний, очень любят рассказывать, что первый вопрос, который задают 80% профессионалов рынка ценных бумаг, звучит просто и со вкусом: "А где тут у вас столовая?" <BR>Людям, специализирующимся на предприятиях пищевой промышленности, интереснее: они могут потребовать выплаты дивидендов продукцией. Предприятия тяжелой промышленности ведут себя несколько иначе, но и то - на ОАО "Пролетарский завод" каждый акционер получил от общества подарочный набор из двух пачек чая и коробки конфет.