Лидерство куется экспортными заказами

Следующий год за головокружительным 1999-м, когда ведущие петербургские предприятия росли сверхвысокими темпами, поставил все на свои места.

<BR><BR>Следующий год за головокружительным 1999-м, когда ведущие петербургские предприятия росли сверхвысокими темпами, поставил все на свои места. <BR>В 2000 году рекордов мало - большинство предприятий, увеличив объемы производства и реализации, замедлило темпы роста. <BR>Таков основной вывод очередного, пятого по счету рейтинга публичных компаний, составленного газетой "Деловой Петербург" совместно с финансовой группой "Гамма". На этот раз в рейтинге участвует 80 открытых акционерных обществ - представителей основных отраслей экономики города.<BR>В прошлом году самых высоких темпов роста производства в Петербурге добились предприятия пищевой промышленности и машиностроения. За 2000 год объемы пищевой промышленности в целом выросли на 135%, в машиностроении - на 127%. <BR><BR><B>Судостроительные миллиардеры </B><BR>Лидерство по выручке от реализации второй год подряд принадлежит ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь". <BR>Дебют компании в прошлогоднем рейтинге "ДП" сразу принес ей первое место - выручка по итогам 1999 года составила 10 млрд рублей. Успех обеспечил экспортный военный заказ на постройку эскадренных миноносцев. Первый эсминец был сдан в конце 1999 года, что вывело компанию на первое место рейтинга. <BR>Та же история случилась в ноябре 2000 года, когда был торжественно сдан второй корабль. В итоге по результатам 2000 года выручка предприятия от реализации составила почти 15 млрд рублей. При этом выручка от экспортной продажи (те самые эсминцы) составила более 10 млрд рублей. В настоящее время "Северная верфь" таких крупных заказов не имеет, если не считать "замаячившего" головного корвета. Предприятие больше занято сухогрузами, а также строительством катера для командования Ленинградской военно-морской базы. <BR>Чистая прибыль, которой располагает "Северная верфь" за 2000 год, уменьшилась до 2,8 млрд рублей (по итогам 1999 года она составляла 3,9 млрд рублей). При росте выручки существенно увеличилась себестоимость продукции, что сказалось на финансовом результате общества. <BR>В первую двадцатку лидеров ворвалось другое предприятие отрасли - ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз". Ранее по объему продаж оно традиционно находилось в нижней части списка крупнейших предприятий.<BR>Прорыв случился из-за поступлений от экспортного судостроения, которого в 1999 году вообще не было. Оборотный капитал фирмы за год увеличился в 8 раз, в то же время существенно вырос размер кредиторской задолженности (в 2000 году "Алмаз" кредитовался в банках на значительно большие суммы, чем в 1999-м). Основной капитал фирмы увеличился незначительно. Активы баланса "Алмаза" выросли с 376 млн рублей до 2184 млн рублей. На собрании акционеров фирмы это объяснили "значительными вложениями оборотных средств в статьи запасов и незавершенного производства, в связи с чем необходимо приятие мер по превращению его в готовую продукцию".<BR>Вновь в десятке лидеров - ОАО "Балтийский завод", также играющее заметную роль в строительстве военных кораблей на экспорт. В графе "выручка от реализации" Балтийского завода стоит показатель "реализованный товарный выпуск".<BR>Комментарий завода таков: "В связи с тем, что, согласно производственной программе, в 1999 и 2000 годах на заводе не производилась сдача кораблей и судов, объем реализации был практически полностью сформирован за счет продукции машиностроения, которая не является основным видом деятельности. Основной продукцией завода являются поставляемые на экспорт корабли и суда со средним периодом строительства 4-6 лет. При этом оплата выполненных работ производится в течение всего срока строительства поэтапно. Для судостроительного завода "реализованный товарный выпуск" представляет собой стоимость произведенных заказчиком промежуточных платежей по судостроительным контрактам за реально выполненные этапы работ и объем реализации по остальной продукции предприятия".<BR><BR><B>Порты и пароходы </B><BR>Выручка от реализации по итогам 2000 года ОАО "Северо-Западное пароходство" по всему производственно-транспортному объединению превысила 2,5 млрд рублей. В таблице отсутствует динамика, так как по итогам прошлого года в рейтинге учитывались показатели только управляющей компании. Большую часть выручки принесла дочерняя судоходная компания "Северо-Западный флот". <BR>В результате реорганизации, которая прошла в ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", в настоящее время все погрузочно-разгрузочные работы выполняются стивидорными компаниями, которые были созданы на базе четырех грузовых районов. В итоге с 2000 года ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" выполняет функции контроля и управления над выделенными компаниями. Поэтому в таблице первый раз использованы данные по группе компаний, раньше публиковались данные только самого порта. <BR>При росте выручки балансовая прибыль компании снизилась. В основном это произощло из-за возросших расходов на ремонт производственных фондов, обеспечивающих переработку растущего грузопотока.<BR><BR>"Трактористы" обгоняют "тяжеловесов" <BR>Неплохие темпы роста показали в 2000 году предприятия машиностроения. Так, темпы роста выручки ОАО "Ижорские заводы" превысили прошлогодние и составили 67%. Основными источниками поступления денежных средств в 2000 году стали доходы от поставок продукции на экспорт, продажи металлопродукции на российском рынке, а также продажи части имущества компании. Объем реализации товаров и услуг прежде всего вырос за счет выпуска оборудования для АЭС, за год увеличившегося почти на 300%, и запчастей ГДТ - рост почти на 200%. При этом резко сократился объем выпуска экскаваторов и буровых станков - на 89,5%. Падение объясняется снижением потребностей рынка в этой продукции. Резко снизились объемы выпуска поковки из слитков - на 96,1%. Для предприятия их производство стало убыточным, и сама продукция - неконкурентоспособной. <BR> Кировский завод, следующий по пятам за "Ижорскими", также добился заметного прироста объемов реализации. По-прежнему лидирующее положение среди дочерних фирм общества (кстати, их число будет сокращено в 2001 году с 25 до 15) занимают ЗАО "Металлургический завод "Петросталь" и ЗАО "Петербургский тракторный завод". Они обеспечивают 78,7% объема производства. Причем доля последнего по сравнению с 1999 годом выросла на 3%. Таким образом, доля металлургии в общем объеме производства чуть снизилась - с 60,5% в 1999 году до 55,4% в 2000 году в пользу машиностроения. Основные потребители тракторов, предприятия нефтегазового комплекса, закупили в прошлом году в 5,2 раза больше машин по сравнению с 1999 годом. В то же время поставки тракторов другому основному потребителю - сельскохозяйственным производителям - за год несколько сократились. Росту объемов реализации, считают на Тракторном заводе, препятствует низкий уровень платежеспособности агропромышленного комплекса России.