Ветви власти нашли компромиссную прибыль

Государственная дума РФ приняла во втором чтении проект Закона "О налоге на прибыль организаций".

<BR><BR>Государственная дума РФ приняла во втором чтении проект Закона "О налоге на прибыль организаций".<BR>Нижняя палата парламента и Правительство РФ достигли-таки компромисса и после многочисленных трений нашли "золотую середину", договорившись установить ставку налога на прибыль организаций в размере 24%, отменив при этом все льготы по этому налогу, за исключением переноса убытков на следующие периоды. <BR>Предполагается, что с 1 января 2002 года 14,5% будет поступать в региональный бюджет, 2% - в муниципальный и 7,5% - в федеральный. Регионы будут снижать ставку по налогу на прибыль не более чем на 4%. Пониженная ставка налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций налоговыми резидентами РФ, установлена в размере 6%. С дивидендов, выплаченных иностранным организациям, будет удерживаться налог в размере 15%.<BR><BR>24 плюс-минус 1<BR>Правительство настаивало на 25%: 17% в региональный бюджет и 8% - в федеральный; а законодатели - на 23%: соответственно 16% и 7% (см. "ДП" №109/01).<BR>Перед вторым чтением дальнейшая судьба налога на прибыль была окутана туманом - каждая сторона настаивала на своей цифре и категорически отказывалась воспринимать доводы оппонентов. Но это внешне, на самом деле и Госдума и Правительство понимали - компромисс искать придется. И они его нашли. <BR>На заседание нижней палаты парламента пожаловали министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, министр финансов РФ Алексей Кудрин и его первый заместитель Сергей Шаталов. Алексей Кудрин сразу заявил, что, если будет принята ставка в размере 23%, перед бюджетом замаячит реальная перспектива секвестра и у региональных бюджетов образуются выпадающие доходы. В свою очередь, Сергей Шаталов подсчитал, что, если ставка налога на прибыль составит 23%, потери бюджета составят порядка 170 млрд рублей, а налоговые поступления сократятся до 609 млрд рублей, в то время как при 25% они бы составили 660 млрд рублей. Депутаты слушали членов кабинета министров внимательно и продолжали настаивать на своем. Впрочем, недолго. После не слишком продолжительных консультаций законодательная и исполнительная власти договорились на 24%.<BR><BR><B>Убытки возможны</B><BR>В Комитете по бюджету и налогам Госдумы считают, что новый российский налог на прибыль - один из самых либеральных в Европе. "Вряд ли стоит говорить о том, что регионы понесут потери. Наоборот - это большой шаг вперед. Даже то, что отменены льготы по налогу на прибыль, не скажется на общем уровне налоговой нагрузки, она останется на прежнем уровне", - заявили "ДП" в комитете. <BR>"Этот шаг назрел уже давно - необходимо было отменять льготы по налогу на прибыль: все должны быть в равных условиях. Хотя, с другой стороны, регионы, где весьма активно строилось местное законодательство по привлечению инвестиций, могут понести убытки. Не исключено, что инвесторам придется возмещать убытки, так как они приходили работать в регион на одних условиях, а теперь условия станут другими. Думаю, Совет Федерации этот закон все-таки пройдет. Если будет четко расписано, куда и в каких объемах будут поступать в региональные бюджеты деньги, сами регионы получат возможность реально зарабатывать", - считает председатель Комитета по делам СНГ Совета Федерации Вадим Густов. <BR><B>Налогообложение в Европе </B><BR>В развитых европейских странах налога на прибыль организаций как такового нет. Его фактически заменяет налог на доходы корпораций. Cредняя ставка этого налога составляет 35-40%. Но дело в том, что иная налоговая база не позволяет корректно сравнивать его с российским налогом на прибыль организаций. Говоря об изменении налоговых ставок, можно отметить следующее: в Германии и Великобритании намечается тенденция по снижению налога на доходы корпораций. Самая низкая ставка - в Прибалтийских странах. В Латвии - 25%, в Литве - 24%. Несколько иная ситуация в Эстонии: там юридические лица налог на прибыль не платят. Для физических лиц он составляет 26%, но это уже налог на доходы физических лиц.(В.Л.)<BR>Галина Гинзбург, <BR> старший менеджер по налогообложению Санкт-Петербургского филиала ЗАО "КПМГ":<BR>"Новый закон во многом облегчит работу налогоплательщика. Во-первых, это закон прямого действия, поэтому он позволит избежать разногласий с налоговыми органами, часто возникающих в связи с имеющими место несоответствиями налоговых инструкций действующему закону. <BR>Во-вторых, преимущество законопроекта заключается в том, что основными критериями для отнесения расходов на себестоимость в целях исчисления налога будут являться необходимость, обоснованность и документальное подтверждение затрат. Сегодня практика такова, что расходы, прямо не поименованные в действующем законодательстве, часто исключаются налоговыми органами при исчислении налога. <BR>В-третьих, в законопроекте сокращен по сравнению с действующим законодательством перечень расходов, на которые устанавливаются ограничения для целей исчисления налога, а также увеличены нормативы этих расходов. Большим достижением является то, что проценты по займам будут учитываться как расход для исчисления налога. Сегодня только проценты по банковским кредитам, взятым на пополнение оборотных средств, включаются в себестоимость.<BR>В-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов и предусмотренный законопроектом механизм ускоренной амортизации, являющийся своего рода налоговой льготой, а также повышающие коэффициенты, применяемые в некоторых случаях к нормам амортизации, в частности для организаций, занимающихся лизинговой деятельностью.<BR>Отмена льгот, и особенно инвестиционной, с одной стороны, естественно, окажет негативное влияние на те организации, которые намереваются осуществлять значительные инвестиции. С другой стороны, снижение налоговой ставки может создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, которые сегодня не в состоянии осуществлять крупные инвестиционные проекты. <BR>Снижение ставки налога, возможно, поможет компенсировать потери организаций при переходе на метод отгрузки для исчисления налога на прибыль, предусмотренный в законопроекте. Только немногие организации, выручка которых не будет превышать 4 млн руб. в год, смогут исчислять налог по оплате".(А.С.)