Роспатент пытается национализировать советские мегабрэнды

Борьба самарского пивоваренного завода за товарный знак "Жигулевское" грозит вылиться в демарш государства против всех брэндов, известных еще с советских времен.

<BR><BR>Борьба самарского пивоваренного завода за товарный знак "Жигулевское" грозит вылиться в демарш государства против всех брэндов, известных еще с советских времен. <BR>Федеральный институт промышленной собственности подготовил проект изменений в Закон РФ "О товарных знаках". Измененный закон гласит, что права на все брэнды, использовавшиеся госпредприятиями до 1 января 1992 года, должны быть возвращены государству. <BR>Однако Минэкономразвития РФ проекту закона вынесло отрицательный вердикт: по действующему законодательству, национализация брэнда невозможна без предварительной и равноценной компенсации владельцам товарного знака (ТЗ). К тому же "ничьи" ТЗ могут быть использованы зарубежными компаниями, а с помощью иных недобросовестных отечественных производителей рынок может заполниться сомнительного качества продукцией под знаменитыми брэндами. <BR><BR><B>"Мишка" защитился</B><BR>Роспатент затаился. Похоже, он и сам испугался собственной инициативы. В отделе, готовившем поправки, заявили, что ничего подобного не предпринималось. Другой источник, также пожелавший сохранить инкогнито, ответил, что "хода" проект пока не получил: "Проект достаточно сенсационный и еще "сыроват", поэтому обсуждать его сейчас не нужно. К тому же, скорее всего, по каждому знаку будет приниматься отдельное решение. Брэнды - это же очень большие деньги. Сейчас, когда проект в стадии доработки, не стоит поднимать эту тему". <BR>Тем временем владельцы известных "советских" брэндов вынуждены доказывать права на свою интеллектуальную собственность. <BR>Так, 13 июня 2001 года на заседании Апелляционной палаты Роспатента отстояла "Мишку на севере" ЗАО "Кондитерская фабрика им. Крупской". Успешно справился с попыткой аннулировать брэнды "Белочка" и "Рачки" АОЗТ "Первый кондитерский комбинат "Азарт"; "Снежок" отстояло ОАО "Московская фабрика "Красный Октябрь". Права кондитеров на эти брэнды оспаривал самарский завод "Жигулевское пиво". <BR><BR>Минус 40<BR>Началось все 1,5 года назад, когда ОАО "Жигулевское пиво", зарегистрировавшее одноименный знак еще в 1992 году, предъявило иск ряду российских пивоваренных заводов, выпускавших пиво "Жигулевское". Истцы требовали от коллег либо роялти, либо отказа от использования марки. <BR>После долгих разбирательств Роспатент принял неожиданное решение: признать "Жигулевское" видовым понятием и регистрацию данного знака аннулировать.<BR>Лишенный брэнда завод не остался в долгу и подал новый иск против нескольких десятков известнейших советских брэндов, которые, следуя логике решения Роспатента, тоже должны быть зачислены в категорию "общепринятых". В "черный список", кроме уже упомянутых конфет, попали водки "Столичная", "Московская", "Охотничья", "Зубровка", "Старка" (владелец брэнда - московский "Союзплодимпорт), табачные изделия "Прима" (московская ассоциация "Табакпром"), "Беломорканал" ("Р.Дж.Р.-Петро") и еще около 40 брэндов конфет, печенья, сигарет и спиртных напитков.<BR><BR><B>Давайте жить дружно</B><BR>Попытка Роспатента переделать законодательство была ни чем иным, как реакцией на действия самарского пивзавода: чем долго и нудно разбираться, проще вообще отменить все брэнды оптом. <BR>Но разбираться все-таки пришлось. "По всем нашим возражениям, рассмотренным Апелляционной палатой Роспатента, было принято решение сохранить знаки, - сообщил юрист ОАО "Жигулевское пиво" Михаил Цыплаков. - Но я для того и подавал возражения, чтобы проиграть и тем самым подтвердить правильность нашей позиции".<BR>Однако, даже если самарцы обжалуют решение палаты, большинству владельцев "общих" брэндов это ничем не грозит. А чтобы решить "знаковые" споры между производителями одного и того же товара, в противовес инициативе Роспатента могут быть найдены более приемлемые решения. "Конструктивную позицию по данному вопросу занимает Ассоциация предприятий кондитерской промышленности АСКОНД, - сообщила Валерия Назарова, патентный поверенный по товарным знакам петербургского офиса ООО "Городисский и партнеры", отстаивавшего интересы фабрики Крупской. - Позиция заключается в необходимости сохранения конкретного хозяина товарных знаков, материально заинтересованного в высоком качестве товаров, что позволит по лицензии безвозмездно продолжить использование ТЗ другими производителями, выпускавшими эти товары еще в СССР".