Основные итоги реструктуризации угольной промышленности России

С целью системного решения многочисленных проблем в угольной промышленности была разработана концепция реформирования отрасли, одобренная Правительством РФ и оформленная впоследствии в виде "Основных направлений реструктуризации угольной промышленности",

<BR><BR>С целью системного решения многочисленных проблем в угольной промышленности была разработана концепция реформирования отрасли, одобренная Правительством РФ и оформленная впоследствии в виде "Основных направлений реструктуризации угольной промышленности", подготовленных Минэнерго России.<BR>В соответствии с "Основными направлениями", Минэнерго РФ совместно с администрациями угледобывающих регионов и профсоюзами были разработаны программы реструктуризации угольной промышленности Кемеровской, Ростовской, Челябинской, Ленинградской, Сахалинской, Тульской, Свердловской, Пермской областей, Приморского и Красноярского краев, Республики Саха (Якутия).<BR>Общий объем государственной поддержки угольной промышленности из федерального бюджета за 1994-2000 годы составил 54,9 млрд руб.<BR>На заседании Правительства, прошедшем 14 июня, рассматривался вопрос о ходе реструктуризации угольной промышленности. <BR><BR><B>Основные итоги реструктуризации</B><BR>В результате прошедшего этапа реструктуризации более 93% особо убыточных, неперспективных и опасных по горно-геологическим условиям предприятий прекратили добычу угля и находятся в стадии ликвидации. <BR>Нагрузка на федеральный бюджет в части государственной поддержки угольной промышленности снизилась с 1,4 до 0,13% от ВВП.<BR>Удельный вес расходов на погашение убытков предприятий, не возмещающих свои расходы за счет свободных цен на уголь, и на выполнение условий по тарифному соглашению с профсоюзами снизился с 1993 по 2000 год с 61 до 17% (в 3,6 раза) от общих средств государственной поддержки.<BR>Сравнительный анализ финансовых показателей угольных компаний показывает, что более половины из них имеют отрицательный показатель рентабельности продукции и не способны погасить краткосрочные обязательства за счет производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов. <BR>Кредиторская задолженность по состоянию на 1 апреля 2001 года достигла 86,8 млрд руб. и в 3 раза превышает размер дебиторской задолженности. <BR><BR><B>Ликвидация убыточных и опасных шахт </B><BR>К началу 2001 года на 170 предприятиях прекращена добыча угля и проводятся технические ликвидационные работы, из них на 153 они в основном завершены.<BR>Общая стоимость работ по проектам ликвидации составляет (в ценах III квартала 2000 года) 41,4 млрд руб., из них технические работы - 33,8 млрд руб. и мероприятия по социальной защите - 7,6 млрд руб. Фактический объем финансирования этих направлений составил 25,1% от общей стоимости по проектам.<BR>Остаточные объемы по проектам ликвидации (в ценах III квартала 2000 года) составляют: по техническим работам - 28,1 млрд руб. и по мероприятиям по социальной защите - 2,9 млрд руб. (по состоянию на 01.01.01).<BR>Для сокращения затрат федерального бюджета на ликвидацию последствий вредного воздействия от ведения горных работ возможно использовать средства региональных экологических фондов, которые могли бы взять на себя работы по биологической рекультивации (на сумму 3-3,5 млрд руб.).<BR><BR><B>Участники рынка </B><BR>В конце 2000 года в отрасли действовало 24 угледобывающих акционерных общества, в которых имелся федеральный пакет акций или специальное право на участие в управлении ("золотая акция"), и пять государственных унитарных предприятий по добыче угля.<BR>В настоящее время проданы федеральные пакеты акций угольных компаний, ведущих добычу угля преимущественно открытым способом и не получающих средства государственной поддержки: "Южный Кузбасс", "Кузбассразрезуголь", "Красноярскуголь", "Читауголь", "Междуреченскуголь".<BR>Добыча угля частными компаниями составляет 62% от общей добычи. <BR>В первом полугодии 2001 года намечено завершить приватизацию ряда наиболее перспективных угольных компаний: "Кузбассуголь", "Кузнецкуголь", "Хакасуголь".<BR>Минэнерго внесло на рассмотрение Минимущества предложения по приватизации во II полугодии 2001 года шести угледобывающих компаний ("Ургалуголь", "Вахрушевуголь", "Приморскуголь", "Сибантрацит", "Дальвостуголь", "Киселевскуголь") и в 2002 году - последних 12 компаний, имеющих федеральный пакет акций. После их приватизации доля добычи угля частными компаниями составит 92%.<BR><BR><BR><B>Производство и потребление угля</B><BR>При общем росте потребления угля в России, с учетом импорта за 2000 год на 7,6%, добыча российского угля увеличилась только на 3,4%.<BR>Оплата поставок угля "живыми" деньгами в 2000 году муниципальными предприятиями регионов не превышала в среднем 30%, а энергетическими компаниями - 50%.<BR><BR><B>Развитие потенциала отрасли</B><BR>В процессе структурной перестройки были упущены проблемы инвестиций в развитие отрасли, наращивание ее производственного потенциала.<BR>За весь период реструктуризации отрасли (1993-2000 годы) общее выбытие мощностей составило 160,8 млн т, в том числе по ликвидированным предприятиям - 56,9 млн т.<BR>Производственные мощности по добыче угля на начало 2001 года по Российской Федерации оцениваются в размере 275-280 млн т, а потребность в добыче российского угля на 2001 год оценивается в объеме 270-275 млн т (при условии импорта 25-27 млн т казахстанского угля и экспорта в объеме 45 млн т).<BR>В динамике ежегодные инвестиции за этот период снизились в сравнимых ценах в 7 раз, в том числе из федерального бюджета более чем в 400 раз. В 2000 году объем суммарных инвестиций составил 8,89 млрд руб. (в текущих ценах), из них собственные средства угольных компаний - 8,05 млрд руб. (90,5%), из федерального бюджета - 0,13 млрд руб. (1,5%) и прочие привлеченные средства - 0,71 млрд руб. (8,0%).<BR><BR><B>Стратегия </B><BR>Основными положениями энергетической стратегии России предусматривается до 2020 года повысить долю угля в производстве топливно-энергетических ресурсов с 11 до 20%, а в производстве электроэнергии - с 34 до 44%. Это означает, что добыча угля уже в 2005 году должна составлять 300 млн т.<BR>Завершается подготовка федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика", которой предусматривается, с одной стороны, соответствующая реконструкция и ввод тепловых электростанций на угле, а с другой - техническое перевооружение, реконструкция и новое строительство в угольной промышленности.<BR>Важной составляющей в инвестициях должны стать вложения средств в отраслевые и межотраслевые научно-технические программы создания новой техники и технологических схем добычи и переработки угля.<BR>В целях повышения эффективности научно-технического обеспечения реструктуризации угольной промышленности необходимо ежегодно предусматривать при формировании федерального бюджета выделение средств на разработку и реализацию научно-технических программ по угольной промышленности в максимальных объемах (не менее 10% от инвестиций, предоставляемых угольной промышленности).<BR>При этом дополнительные средства на разработку новой техники могут аккумулироваться за счет заказов предприятий угольной отрасли и других инвесторов. Средства федерального бюджета в этом случае могут быть использованы для погашения рисков разработки новой техники.<BR><BR><B>Финансовое состояние предприятий отрасли</B><BR>Привлечение инвестиций в развитие угледобычи невозможно сделать без преодоления инвестиционной непривлекательности компаний и их финансового оздоровления.<BR>В настоящее время при росте объемов производства и некотором улучшении расчетов за произведенную продукцию финансовое состояние угольных компаний остается крайне сложным.<BR>В 2000 году балансовая прибыль предприятий отрасли, отнесенная к затратам на производство, составила всего 0,6%. На покрытие просроченной дебиторской задолженности отвлекается свыше 15 млрд руб. собственных средств. Заемные средства акционерных обществ превышают собственный капитал акционерных обществ в 2,8 раза.<BR><BR><B>Государственная поддержка </B><BR>По мнению Минэнерго России, в период 2002-2003 годов система государственной поддержки угольной промышленности должна претерпеть изменения. Это связано с завершением работ по ликвидации особо убыточных предприятий, с необходимостью привлечения значительных инвестиций в развитие отрасли, повышения охраны труда и техники безопасности, выполнения экологических требований и ограничений.<BR>Первоочередное выделение средств - по следующим направлениям:<BR>- техническое перевооружение действующих и создание новых мощностей угольного производства;<BR>- создание безопасных условий работы.<BR>Необходимый объем финансирования угольной отрасли в 2002 году составляет 12.542,2 млн руб.<BR>Средства государственной поддержки на селективную поддержку убыточных шахт и реализацию тарифного соглашения исключены из прогноза по условиям предоставления второго угольного займа МБРР. Вместе с тем не исключена вероятность наличия в 2002 году убыточных предприятий, которым эти средства потребуются.<BR><BR><B>Бюджетные кредиты </B><BR>Минэнерго России представит на заседание Правительства Российской Федерации проект Постановления "Об утверждении Положения о предоставлении бюджетных кредитов на осуществление инвестиционных проектов в угольной отрасли, размещаемых на конкурсной основе".<BR>Данное положение определяет порядок финансирования инвестиционных проектов в угольной отрасли за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной и платной основе. <BR>Предполагается, что бюджетные кредиты будут предоставляться в 2001 году в соответствии с федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2001 год" на срок до 3 лет в пределах средств, предусмотренных на эти цели, с уплатой процентов за пользование этими кредитами в размере 12% годовых.<BR>Кроме того, Минфин России представляет на рассмотрение членов Правительства проект Постановления "О мерах государственной поддержки организаций угольной промышленности, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов".<BR>Субсидии планируется предоставлять организациям на конкурсной основе. С 2002 по 2004 год общий ежегодный размер субсидий не должен превышать 500 млн руб.<BR>