Начальник должен читать мысли подчиненных

Хороший начальник всегда хочет знать, что творится в черепной коробке его подчиненного.

<BR><BR>Хороший начальник всегда хочет знать, что творится в черепной коробке его подчиненного.<BR>Удовлетворить это естественнейшее из всех естественных желаний пытается Игорь Соломин, разработавший методику под мудреным названием "Методика психосемантической диагностики скрытой мотивации". Начальник научно-методического отдела Института практической психологии "Иматон" Игорь Соломин не согласен с расхожим тезисом "Чужая душа - потемки" и считает, что на вопрос "какой фортель собирается выкинуть твой подчиненный?" вполне по силам найти правильный ответ.<BR><BR><B>Следственный эксперимент</B><BR>Серьезное лицо психолога при виде меня расплылось в доброжелательной улыбке, за которой последовала краткая ободряющая тирада. Меня успокаивали, мне объясняли полезность и безобидность теста, а также намекали на возможное продвижение по служебной лестнице. "Важно, чтобы человек расслабился и сел за компьютер с радостью", - разоблачил сам себя Игорь Соломин.<BR>Тест оказался довольно рутинным - на экране поочередно мелькали словосочетания типа "материальное благополучие", "достижения", "интересное занятие" и т.д., которые предлагалось оценить при помощи многочисленных антонимов: острое - тупое, большое - маленькое, красивое - ужасное, высокое - низкое, доброе - злое... Минут через 15 эта процедура порядком надоела, после чего мучения продолжались еще с полчаса. <BR>"Самим испытуемым результаты, конечно, не докладываются. Выводы ложатся на стол к заказчику, то есть начальнику. Порой формулировки бывают достаточно резкие: "способен перебежать к конкурентам", "раздражает начальство", "работа не интересна", "собирается покинуть компанию" и др. В общем, при прохождении теста рождается ответ на вопрос "чего следует ожидать от человека?", - объясняет Игорь Соломин.<BR>Другой вопросник, входящий в методику, направлен на выявление потребностей менеджера. Тестируемый получает различные ситуации ("вечером", "в постели", "с начальством") и варианты ответов ("хочется познакомиться поближе", "мне скучно", "чувствую угрозу" и т.д). Требуется выбрать наиболее аутентичный.<BR>"Посылая менеджера на стажировку за границу, нелишне протестировать его на предмет благонадежности. После обработки результатов вполне можно осознать, что этот - не предаст. Или, наоборот, увидеть, что менеджер не намерен возвращаться ни в фирму, ни в страну вообще. Это еще цветочки. Можно определить мотив, то есть что именно является для человека наиболее важным в его работе - сам процесс, зарплата, карьерный рост и т.д. Что испытывает человек, работая именно на этой должности, - радость или раздражение. Можно вычислить даже круг людей, которые, работая в фирме, в принципе, не заинтересованы в ней, а, например, мечтают сотрудничать с конкурентами", - перечисляет Игорь Соломин.<BR><BR><B>Затворник</B><BR>Над созданием методики Игорь работал почти 20 лет. Сначала она обкатывалась на старшеклассниках, потом - на абитуриентах Военно-медицинской академии и т.д. по нарастающей.<BR>"Тогда мы определяли тех, кто шел поступать "просто так" и не был нацелен на дальнейшую карьеру. Правда, отсеивать абитуриентов, мотивируя результатами теста, юридически запрещено. Так что чаще бесперспективные кандидаты попросту не сдавали экзамены", - вспоминает Игорь. Далее в ход пошли работники больших и маленьких петербургских и непетербургских компаний. Всего перед обнародованием своей методики Игорь Соломин узнал потаенные мысли примерно 500 человек.<BR>"Раньше я не чувствовал потребности в том, чтобы о моей работе знало огромное количество людей. Время от времени ко мне обращались знакомые и знакомые знакомых... Первый коммерческий заказ поступил с Чернобыльской АЭС. Там необходимо было исследовать персонал, чтобы прогнозировать его дальнейшее поведение. Но дальше тянуть было нельзя. Идеи создания чего-то подобного уже начали витать в воздухе, поэтому через несколько лет кто-нибудь другой мог бы обнародовать примерно то же самое, - объясняет Игорь Соломин.- Я использовал многие исследования и труды московской и американской психологических школ. Однако они в основном выявляли переживания человека, а я выявлял их источники, то бишь мотивацию испытуемого".<BR><BR><B>Инженеры человеческих душ</B><BR>Игорь считает, что для определения состава мыслей подчиненного по его методике вовсе не обязательно заканчивать факультет психологии: "Просто нужно иметь определенный склад ума. Как показывает практика, наиболее быстро премудростям работы обучаются инженеры и экономисты. Просто необходимо, чтобы человек был ориентирован на работу с абстрактной информацией".<BR>В результате количество компаний, овладевших "учением" Соломина, постоянно растет. Правда, сами организации предпочитают не светиться и не пропагандировать использование методики. "В основном руководители хотят получить ответы на два вопроса: кому из подчиненных можно доверять или не доверять и кто может быть причастен к различным "вредительствам" по отношению к фирме и ее руководству. Конечно, многие боссы потом действуют решительно - увольняют, понижают в чине и т.д. Они не понимают, что, если не нравится начальник, это не значит, что человек начнет плести какие-то интриги. К тому же мотивация - явление непостоянное. Поэтому тестирование нужно проводить периодически - ведь мотивы вполне могут измениться", - разъясняет Игорь Соломин.<BR>При этом автор признает, что у неопытного исследователя вполне возможны ошибки в анализе результатов теста. "В принципе, методика может попасть в руки кому угодно. Для некоторых она становится оружием, и довольно опасным для окружающих. В идеале же она - инструмент для получения информации. К сожалению, пока ограничить распространение ее невозможно - у нас в стране не существует этического кодекса психологов", - сообщает Игорь Соломин.(В.К.)