Концепция реформирования ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"

Энергетика является базовой отраслью, обеспечивающей и в значительной степени определяющей функционирование всего городского хозяйства.

<BR><BR>Энергетика является базовой отраслью, обеспечивающей и в значительной степени определяющей функционирование всего городского хозяйства.<BR>Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (ГУП "ТЭК СПб") занимает ключевое место в системе теплоснабжения Петербурга, обеспечивая более 30% потребности города в производстве тепловой энергии и более 85% - в ее транспортировке.<BR>Существующее техническое и финансовое состояние не позволяет ГУП "ТЭК СПб" в полной мере обеспечить потребности города в надежном и качественном теплоснабжении. <BR>В этих условиях необходимо осуществить комплекс мероприятий по реформированию ГУП "ТЭК СПб", направленных на совершенствование технической базы предприятия, сокращение издержек, повышение доходов предприятия. <BR>Данная концепция учитывает "Основные направления развития топливно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга на период до 2010 года".<BR>1. Техническое и финансовое состояние ГУП "ТЭК СПб" и основные проблемы его функционирования.<BR>Износ тепломеханического оборудования ГУП "ТЭК СПб" составляет более 50%. Порядка 20% тепловых сетей полностью изношено (срок службы более 25 лет), что порождает постоянный ежегодный рост дефектов, не позволяющий обеспечить необходимые параметры теплоснабжения, непроизводительные потери и рост затрат на аварийно-восстановительные работы.<BR>Такое техническое состояние обусловлено снижением в последние годы объема инвестиций на городское хозяйство, в т.ч. на реконструкцию и развитие инженерных систем и сооружений, а также постоянным бюджетным недофинансированием предприятия. По состоянию на 01.01.2001 объем недофинансирования из бюджета Санкт-Петербурга составил 920 млн руб.<BR>Следует выделить основные проблемы функционирования предприятия:<BR>внутренние:<BR>- высокий уровень морального и физического износа основных средств, находящихся в хозяйственном ведении у предприятия, при постоянном сокращении объемов капитального ремонта, реконструкции и нового строительства источников и сетей теплоснабжения;<BR>- низкая эффективность управления материальными и финансовыми ресурсами внутри предприятия;<BR>- высокая энергоемкость производства, связанная с низким кпд оборудования, и связанный с этим большой расход топлива, электроэнергии и воды;<BR>- низкий уровень оснащенности приборами учета потребляемых и поставляемых предприятием объемов теплоэнергии, что практически исключает возможность контроля выполнения договорных обязательств как поставщиками, так и потребителями тепловой энергии;<BR>- отсутствие эффективных методов контроля и диагностики состояния трубопроводов, оборудования и управления технологическими режимами в ТЭК;<BR>внешние:<BR>- несбалансированность тарифов и бюджета;<BR>- высокая степень бюджетной зависимости и дефицит финансовых средств;<BR>- низкая инвестиционная привлекательность;<BR>- низкая платежная дисциплина потребителей энергоресурсов;<BR>- отсутствие урегулированных договорных отношений между АО "Ленэнерго" и ГУП "ТЭК СПб", определяющих их взаимодействие в зонах транзита по сетям ГУП "ТЭК СПб" теплоносителя АО "Ленэнерго" (порядка 38% от общего объема теплоносителя, транспортируемого по сетям ГУП "ТЭК СПб").<BR>2. Цели, задачи и принципы реформирования ГУП "ТЭК СПб".<BR>Основными целями реформирования предприятия являются:<BR>- обеспечение устойчивого и качественного теплоснабжения потребителей города;<BR>- переход к безубыточному режиму функционирования предприятия;<BR>- сокращение затрат предприятия при производстве и транспортировке тепловой энергии;<BR>- создание конкурентоспособного предприятия в условиях рыночной экономики.<BR>Задачи, решаемые при реформировании ГУП "ТЭК СПб":<BR>- рациональное снижение объемов энергопотребления и снижение издержек на производство и транспортировку тепловой энергии;<BR>- обеспечение прозрачности деятельности предприятия и финансовых потоков, обеспечивающих его деятельность;<BR>- создание условий инвестиционной привлекательности предприятия для реконструкции и развития источников теплоснабжения и тепловых сетей;<BR>- повышение эксплуатационных показателей и кпд систем теплоснабжения. <BR>При реформировании ГУП "ТЭК СПб" необходимо соблюдать следующие основные принципы: <BR>- обеспечение технической надежности (готовности) источников и сетей системы теплоснабжения потребителей Петербурга;<BR>- обеспечение предсказуемости условий хозяйственной деятельности, состояния и структуры предприятия;<BR>- снижение бюджетной зависимости за счет скоординированной тарифной политики;<BR>- совершенствование договорных отношений с поставщиками энергоресурсов для выработки тепловой энергии и с потребителями тепловой энергии;<BR>- обеспечение финансовой устойчивости функционирования предприятия;<BR>- обеспечение своевременной реконструкции и модернизации производственных мощностей;<BR>- совершенствование организационной структуры управления предприятия путем устранения дублирующих функций, оптимизации управленческих решений;<BR>- широкое внедрение энергосберегающих технологий.<BR>3. Основные направления реформирования ГУП "ТЭК СПб".<BR>Для достижения поставленных целей и решения задач реформирования с соблюдением указанных принципов необходимо реализовать комплекс организационно-технических и финансовых мероприятий. <BR>3.1. Сокращение издержек производства.<BR>Структуру затрат предприятия условно можно объединить в следующие группы: условно-переменные и условно-постоянные.<BR>Условно-переменная группа затрат составляет около 60% в общей структуре затрат предприятия:<BR>- затраты на топливо;<BR>- затраты на электроэнергию;<BR>- затраты на воду;<BR>- затраты на покупную теплоэнергию. <BR>Условно-постоянная группа затрат составляет около 40% в общей структуре затрат предприятия:<BR>- заработная плата основных производственных рабочих с начислением;<BR>- капитальный ремонт;<BR>- амортизация;<BR>- затраты АТП ГП "ТЭК СПб";<BR>- прочие расходы.<BR>Таким образом, снижение затрат предприятия необходимо осуществлять в двух направлениях:<BR>- снижение собственных издержек производства;<BR>- снижение расходов за счет эффективного использования покупных энергоресурсов.<BR>3.1.1. Снижение собственных издержек производства.<BR>1) Сокращение числа филиалов путем их слияния по технологическому и географическому признаку.<BR>Изменение структуры предприятия планируется произвести следующим образом. Сократить количество филиалов с 21 до 11 за счет:<BR>- укрупнения теплоэнергетических филиалов и уменьшения их количества с 13 до шести;<BR>- уменьшения числа вспомогательных филиалов с восьми до пяти.<BR>2) Централизация функций сбыта, бухгалтерии, экономических и кадровых служб.<BR>Централизация на основе внедрения автоматизированных систем управления и учета позволит уменьшить документооборот и ликвидировать дублирование функций, создать единый реестр абонентов, централизовать выдачу разрешений на подключение абонентов, централизованно выставлять платежные требования абонентам, аккумулировать сбор всех финансовых средств предприятия.<BR>3) Переведение работы филиалов на централизованную систему финансирования расходов филиалов предприятия.<BR>Это позволит обеспечить прозрачность финансовых потоков, рационально использовать имеющиеся денежные средства, определять первоочередные платежи, регулировать взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками.<BR>4) Снижение расходов на арендную плату за счет сокращения количества арендуемых помещений и снижение прочих непроизводительных расходов.<BR>5) Снижение затрат за счет конкурсного отбора подрядчиков и поставщиков мазута и угля, в основу которого заложены минимальные затраты на производство продукции и услуг.<BR>Указанные мероприятия приведут к снижению затрат предприятия на 59,8 млн руб. в год.<BR>3.1.2. Снижение расходов за счет эффективного использования покупных энергоресурсов.<BR>Для снижения расходов на приобретение энергоресурсов необходимо проведение комплекса технических мероприятий, направленных на совершенствование технологических процессов, внедрение энергоэффективных технологий. Однако их реализация связана с необходимостью привлечения значительных финансовых ресурсов. <BR>Модернизация, проводимая в теплоэнергетике, имеет большой срок окупаемости из-за высокой стоимости оборудования и материалов.<BR>В целях достижения наибольшего эффекта при дефиците финансовых средств в программу включены мероприятия с наименьшим сроком окупаемости.<BR>Так, вложенные затраты на проведение технических мероприятий и реконструкцию тепловых сетей в 1 год в объеме 111,4 млн руб. позволят сократить расходы в следующем финансовом году в объеме 38,64 млн руб. <BR>К основным техническим мероприятиям относятся: реконструкция котельных и ЦТП, установка контрольно-измерительных приборов и автоматики, реконструкция тепловых сетей с применением новых технологий, оптимизация зон теплоснабжения.<BR>Адресная программа реконструкции угольных и групповых котельных будет сформирована на заседании рабочей группы, созданной в соответствии с Распоряжением губернатора Петербурга от 23 января 2001 года №71-р "О создании рабочей группы по разработке комплекса мероприятий по реформированию ГУП "ТЭК СПб" после проведения технического аудита.<BR>3.2. Создание условий для финансово-экономической устойчивости предприятия.<BR>3.2.1. В целях перехода к безубыточному режиму функционирования предприятия и создания условий для привлечения инвестиций необходимо установить единый экономически обоснованный тариф для всех групп потребителей в зоне теплоснабжения ГУП "ТЭК СПб".<BR>1 этап (начало реализации - март 2001 года): <BR>- введение экономически обоснованного тарифа для жилищных организаций;<BR>- введение тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ОАО "Ленэнерго" по сетям ГУП "ТЭК СПб".<BR>2 этап (срок реализации - май 2001 года): <BR>- введение тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, вырабатываемой ведомственными источниками, по сетям ГУП "ТЭК СПб".<BR>3 этап (срок реализации - январь 2002 года):<BR>- введение экономически обоснованных тарифов для всех групп потребителей.<BR>При этом возмещение затрат, связанных с разницей в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых домов, будет осуществляться непосредственно через Комитет по содержанию жилищного фонда и собственников жилых помещений (ЖК, ЖСК, ТСЖ). <BR>3.2.2. Экономически обоснованный тариф для ГУП "ТЭК СПб" необходимо устанавливать в размере, обеспечивающем проведение ремонтно-восстановительных работ, для постепенного снижения недоремонта и устойчивого функционирования предприятия, а также предусматривающем инвестиционную составляющую для развития предприятия.<BR>Установленный тариф на тепловую энергию ГУП "ТЭК СПб", исходя из планового теплоотпуска и нормативных потерь в тепловых сетях, не обеспечивает прозрачность экономической деятельности на основе реально понесенных расходов предприятия. Утверждение тарифа с учетом фактического теплоотпуска и реальных потерь тепловой энергии не приведет к увеличению нагрузки на бюджет города.<BR>Включение в тариф фактических потерь стимулирует предприятие в их снижении. <BR>Реализация данного направления позволит осуществить многие технологические и технические мероприятия, невыгодные в настоящий момент, так как экономия энергоресурсов и материальных затрат даст больший экономический эффект. Кроме того, возникает заинтересованность потребителей в проведении мероприятий по рациональному использованию тепловой энергии.<BR>3.2.3. В целях сокращения задолженности потребителей бюджетной сферы за потребленную теплоэнергию перед ГУП "ТЭК СПб" необходимо заключить соглашение между администрацией Петербурга и ГУП "ТЭК СПб" о реструктуризации кредиторской задолженности бюджета Петербурга перед ГУП "ТЭК СПб". Срок реализации - 2001 год.<BR>3.3. Развитие системы централизованного теплоснабжения в районах массового жилищного строительства.<BR>В настоящее время ГУП "ТЭК СПб" не имеет возможности развивать мощности теплоснабжения адекватно потребностям вновь строящихся объектов.<BR>В прошлом при ведении массового жилищного строительства за счет средств, выделяемых из бюджета, строительство системы централизованного теплоснабжения, также за счет средств бюджета, было оправданным. В последнее время жилищное строительство в городе практически полностью ведется за счет частных инвестиций, то есть строительный сектор городской экономики адаптировался к изменившейся экономической ситуации. В то же время принципы финансирования строительства системы теплоснабжения не претерпели адекватных изменений, хотя бюджетное финансирование этой сферы городского хозяйства практически остановлено. Это приводит к все возрастающему разрыву между объемами жилищного строительства и существующими тепловыми мощностями.<BR>Для нормализации сложившейся ситуации и обеспечения возможности дальнейшего жилищного строительства необходимо создать механизмы финансирования развития системы теплоснабжения:<BR>1) плату за подключение к системе централизованного теплоснабжения, вносимую застройщиками;<BR>2) включение инвестиционной составляющей в структуру тарифа за тепловую энергию.<BR>Взимание платы за подключение позволит направить финансовые средства на развитие зон острого дефицита тепла и снизить нагрузку на городской бюджет. Инвестиционная составляющая позволит развивать и реконструировать систему централизованного теплоснабжения в зонах уплотнения застройки, снижая инвестиционную нагрузку на застройщиков.<BR>3.4. Нормативно-правовое обеспечение.<BR>Для реализации целей и задач, решаемых реформированием ГУП "ТЭК СПб", необходимо разработать и утвердить следующие правовые акты и отрегулировать договорные отношения: <BR>1) Закон СПб "О привлечении средств потребителей энергоресурсов на развитие, реконструкцию и строительство объектов инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга".<BR>2) внесение в действующий устав ГУП "ТЭК СПб" изменений в соответствии с организационными мероприятиями по реформированию предприятия;<BR>3) приведение в соответствие с Гражданским кодексом договорных отношений с ОАО "Ленэнерго" и с другими теплоснабжающими организациями, использующими тепловые сети ГУП "ТЭК СПб" для транспортировки тепловой энергии своим потребителям;<BR>4) приведение в соответствие с ГОСТами и требованиями контролирующих организаций договоров, заключаемых ГУП "ТЭК СПб" на покупку и поставку тепловой энергии;<BR>5) оптимизация зон теплоснабжения ГУП "ТЭК СПб" и ОАО "Ленэнерго" для обеспечения более эффективного использования не загруженных собственных мощностей ГУП "ТЭК СПб" и снижения себестоимости тепловой энергии;<BR>6) постановление РЭК СПб об установлении для ГУП "ТЭК СПб" единого экономически обоснованного тарифа для всех групп потребителей с учетом фактического теплоотпуска и реальных потерь;<BR>7) разработка и утверждение Положения "О порядке оплаты за потребленную тепловую энергию организациями, финансируемыми из бюджета Петербурга";<BR>8) постановление РЭК СПб об установлении для ГУП "ТЭК СПб" тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для всех предприятий, передающих тепловую энергию по сетям ГУП "ТЭК СПб";<BR>9) ежегодно предусматривать в Законе о бюджете Петербурга финансирование фактических затрат ГУП "ТЭК СПб", связанных с принятием на баланс котельных, ЦТП и тепловых сетей от различных ведомств.<BR><BR><B>Выводы</B><BR>Причиной сложившегося технического состояния предприятия является постоянный дефицит финансовых средств, связанный с неполным финансированием из бюджета Петербурга расходов на покрытие убытков ГУП "ТЭК СПб", и неэффективное управление материальными и финансовыми ресурсами внутри предприятия.<BR>Одним из важнейших условий реализации данной концепции является установление единого экономически обоснованного тарифа для всех групп потребителей. <BR>Необходимо отметить, что реализация данной концепции не может быть осуществлена без решения вопросов финансирования ГУП "ТЭК СПб", в том числе погашения задолженности бюджета, сложившейся за последние годы.<BR>Планируемые технические мероприятия требуют обязательного привлечения инвестиций.<BR>От реализации технических мероприятий ожидаемое сокращение расходов будет складываться из нескольких составляющих:<BR>- снижение расходов топлива за счет увеличения кпд котлов и оптимизации режима работы;<BR>- сбережение электроэнергии, воды и тепловой энергии;<BR>- оптимизация структуры управления и функционирования предприятия;<BR>- высвобождение части площадей и сдача их в аренду;<BR>Необходимо отметить, что модернизация, проводимая в теплоэнергетике, из-за высокой стоимости оборудования и материалов имеет большой срок окупаемости.<BR>В целях достижения наибольшего эффекта при дефиците финансовых средств в концепцию включены мероприятия с наименьшим сроком окупаемости. <BR>При изложенном механизме финансирования развитие системы теплоснабжения за счет строительства новых энергоэффективных мощностей - с себестоимостью отпускаемой тепловой энергии значительно ниже среднегородской - позволит увеличить доходную базу и снизить убытки ГУП "ТЭК СПб" и, как следствие, снизить нагрузку на городской бюджет. <BR>Реализация представленной в настоящем документе концепции развития ГУП "ТЭК СПб" позволит вывести предприятие из критической ситуации, повысить технические характеристики оборудования, улучшить качество теплоснабжения потребителей, а также снизить к 2004 году себестоимость 1 Гкал ориентировочно на 8-10%.