00:0015 мая 200100:00
7просмотров
00:0015 мая 2001
Объем совокупной выручки петербургских компаний за 2000 год увеличился. Причем только компании, предоставившие "ДП" данные о своих финансово-экономических показателях, увеличили объем на 45%.
<BR><BR>Объем совокупной выручки петербургских компаний за 2000 год увеличился. Причем только компании, предоставившие "ДП" данные о своих финансово-экономических показателях, увеличили объем на 45%. <BR>Тем самым они подтвердили общероссийскую тенденцию роста спроса на аудиторско-консалтинговые услуги.<BR>В 2000 году этот рынок в России вырос на 49%. <BR>Петербургский рынок развивается в условиях нарастающей конкуренции, но пока устойчиво держится на ногах. <BR>Аудиторским фирмам трудно отличаться друг от друга набором предлагаемых услуг. Поэтому компании вынуждены бороться за клиента не столько ценой, сколько расширением круга предлагаемых консультаций по различным вопросам бизнеса, а не только по налогам и бухучету. <BR>Одной из популярных тем среди петербургских консультантов стал финансовый анализ. Причем некоторые компании обращаются к консультантам не только за помощью, но и готовы полностью передать выполнение таких функций сторонним специалистам, не развивая свое подразделение. <BR><BR><BR><B>Участники рынка и данные</B><BR>Как и в предыдущем обзоре "ДП" рынка аудиторских и консалтинговых услуг в Петербурге (см. №104/2000), активно заявляют о своих итогах компании с уже сложившимся именем и историей работы. Они прислали в "ДП" итоги деятельности за 2000 год.<BR>В комментарии к обзору рынка использованы также результаты опроса участников российской конференции "Аудит в России", которая состоялась 24 апреля 2001 года в Москве. Оперативная информация подготовлена социологической службой "Кассандра", Международной школой "Интенсив". В опросе приняли участие около 400 человек. Более половины опрошенных (54%) - представители аудиторских фирм из различных субъектов Федерации. Значительную массу опрошенных составили владельцы предприятий (44%) или их руководители (30%). Полученные результаты сравниваются с аналогичным опросом, проводимым на такой же конференции, которая проходила в 1997 году. <BR><BR><B>Темпы роста </B><BR>Один из основных показателей компании - совокупная выручка - за 2000 год увеличился практически у всех петербургских аудиторских компаний. Можно говорить, что положительная динамика этого показателя говорит об устойчивости клиентуры аудиторских компаний. При этом стоимость предоставляемых услуг существенно влияет на размер полученного дохода. Тенденцией, наметившейся по итогам 2000 года, является то, что объем полученной выручки непосредственно от аудиторской деятельности несколько снизился, а консалтинговые услуги стали приносить существенно больше денег. Так, например, у таких крупных игроков, как Институт проблем предпринимательства и МКД, за год "аудиторская выручка" чуть снизилась - на 1 и 6% соответственно, а прирост от консалтинговой выручки значительно вырос - на 78 и 22%. И если за 1999 год выручка от аудиторской деятельности снизилась только у одной компании, которая не присутствует в обзоре "ДП", - ООО "Крон", то за анализируемый год такое снижение у четырех компаний. Обратная ситуация с консалтингом: за 1999 год снижение объемов выручки от консалтинговых услуг наблюдалось у четырех компаний, за 2000 год - незначительное снижение у "Аудит АКАР", и на 50% - у "ГСК Аудит". <BR>Темпы роста выручки от консалтинговой деятельности опережают темпы роста от аудиторских услуг. Это оправдало сделанное год назад предположение об увеличении доли консалтинга в совокупной выручке. Так, по итогам 1999 года диапазон доли консалтинга составлял 10-50% в совокупной выручке. В 2000 году у большинства компаний эта доля - 50-70%.