00:0003 мая 200100:00
145просмотров
00:0003 мая 2001
Кирпич - не слишком почитаемая в потребительских кругах "материя". Иначе вряд ли бы в честь оного параллелепипеда слагали метафоры типа "рожа просит кирпича" или "простой, как кирпич".
<BR><BR>Кирпич - не слишком почитаемая в потребительских кругах "материя". Иначе вряд ли бы в честь оного параллелепипеда слагали метафоры типа "рожа просит кирпича" или "простой, как кирпич".<BR>Впрочем, на подобные выпады в свой адрес может обидеться только индивидуум, плохо знакомый с природой кирпича. Люди знающие, наоборот, совсем не против, чтобы им "кирпич на голову упал". Всеволод Инчик хранит в своей голове более полутысячи "деланых камней, брусков, сбитых из глины и обожженных, для стройки".<BR>Столь пристальное внимание основано на знании фактов. "Петербург - первый по-настоящему "кирпичный" город России. Кирпичный бизнес здесь всегда процветал. В конце XIX века в городе работало около 80 кирпичных заводов и заводиков. Кто только не держал такие заводы: купцы, состоятельные крестьяне, военные, просто горожане", - рассказывает профессор Петербургского инженерно-строительного университета и основатель Музея кирпича Всеволод Инчик. После защиты "кирпичной" докторской диссертации Всеволод приступает к написанию работы, посвященной кирпичному бизнесу в Петербурге и окрестностях.<BR><BR><B>Неподъемная коллекция</B><BR>Коллекция Всеволода Инчика очень весома. Она весит более 2 тонн. Свои кирпичи он хранит дома ("у меня очень просторная, уютная квартира"), на кафедре, но главная часть собрания находится в Музее кирпича.<BR>Красно-коричневые экспонаты теснятся на стеллажах, как томики классиков марксизма-ленинизма в районной библиотеке. На первый взгляд, кирпичи похожи друг на друга, как две бутылки Coca-Cola одинаковой емкости. "Что вы, они все разные, - сходу опровергает Всеволод. - Я вам сейчас такой экземплярчик покажу!" <BR><BR><B> Кирпичный бизнес</B><BR>Исследовав кирпичный вопрос, Всеволод Инчик установил, что расцвет кирпичного дела в Петербурге произошел благодаря протекционистской политике властей. Как только Петербург был объявлен новой столицей России, Петр I издал указ, по которому запретил каменное строительство везде, кроме Петербурга. С тем чтобы всю рабочую силу сконцентрировать в городе на Неве, что и было сделано. В то же время началось развитие производства керамического кирпича.<BR>"Город обрастал маломощными заводиками. Кирпичи производили в буквальном смысле руками и ногами. Вручную добывали глину, ногами ее замешивали, загоняли пятками в деревянную форму - это был так называемый "пяточный" метод формовки. Работали заводики только в теплое время года. Дело у заводчиков шло хорошо - товар брали с руками и ногами. Кирпичные заводики росли как грибы под дождем. Заводы располагались, как правило, у кирпичных карьеров и поближе к рекам. Делали кирпичи на реках Неве, Тосно, Мойке... Заводы выпускали окрестностях до 1 млн штук в год. Но все равно кирпича временами не хватало", - рассказывает Всеволод Инчик.<BR><BR><B>Халтура</B><BR>"Сначала каждый заводчик лепил свой "пирожок", как ему хотелось, - говорит Всеволод Инчик. - Есть у нас кирпич с чердака Исаакиевского собора. На изломе он слоистый, легко крошится... На строительство грандиозного храма шли горы кирпича, заводы не успевали его производить. И там, где качество было не очень важно, брали второсортный кирпич". <BR>Еще один образчик "халтуры" директор Музея кирпича недавно заполучил из Казанского моста. <BR>"Мост строился на деньги из городской казны, вот и пожадничали: кирпич купили самый плохонький, по дешевке. Но это скорее исключение, чем правило: в целом Петербург сложен из кирпича очень высокого качества", - считает Всеволод Инчик.<BR>Постепенно производители стали бороться за качество.<BR>В XIX веке к кирпичу стали предъявлять определенные требования.<BR>"В Публичной библиотеке я нашел положение, относящееся где-то к середине XIX века, там четко расписаны все требования, предъявляемые к кирпичу, - утверждает Всеволод Инчик. - Кирпич начали сортировать: был кирпич алый, красный, полужелезняк и железняк. Алый - плохо обожженный, который шел в основном для печей. Красный - самого высшего качества - брали для строительства домов. Полужелезняк - в основном для подвальных помещений. Железняк - спекшийся и негодный для строительства кирпич - годился только для мостовых".<BR>Производители кирпича раньше других начали заниматься саморекламой - ставить на своих изделиях клеймо. "Логика была проста: если покупатель останется доволен качеством, то и в следующий раз купит на этом заводе. Первое клеймо, которое зафиксировано в России, сделано 800 лет назад. На нем было написано: "Яков творил", - вещает Всеволод Инчик.<BR>Клеймо ставили на разных поверхностях кирпича: сначала на "тычке" (самой маленькой стороне), потом на "ложке" и наконец на "постели" - самой широкой части. На некоторых кирпичах можно прочитать целый рассказ: "Завод основан в 1813 г. Братья Захаровы". "Балашовъ", "Елисеевъ", "А.Ф. и А.Я.", "Пироговъ", "Харченко" - в веках остались имена заводчиков. А продукция завода, принадлежавшего вдове генерал-майора Спечинской, отмечена подковой.<BR><BR><B>Кирпичик к кирпичику</B><BR>В музее есть кирпичи из Петропавловской крепости, Монетного двора, Исаакиевского собора, гостиницы "Англетер" и прочих петербургских строений, но древнейший экспонат был произведен задолго до появления на свет Северной столицы. <BR>"Самому старому кирпичу более 400 лет, он из Софийского собора в Вологде", - заметил Всеволод Владимирович.<BR>Свой первый кирпич будущий коллекционер подобрал в 12 лет в своей квартире, разрушенной фашистской бомбой. Позже кирпичи стали делом жизни: Всеволод Инчик - специалист по солевой коррозии керамических изделий.<BR>Кирпичная охота начинается, как только сойдет снег. Коллекционирование - тяжелая работа. Приличный (то есть полнотелый) кирпич весит от 4 кг и более. Современные - полегче, особенно пустотелые, облегченные: обычный вес - 2,2 кг. "Раньше я чуть ли не каждый день ходил за кирпичиками. Теперь только раз в неделю. Один-два кирпича можно унести и в портфеле, но если четыре - приходится брать такси", - признается Всеволод Инчик.<BR>Тяжелые экспонаты в авоськах и дипломатах тащат в музей студенты, которые знают пристрастие профессора к этим тяжелым предметам. Говорят, что особенно полезно принести ценный экземпляр непосредственно перед экзаменом. Многие кирпичи попадают в музей после обследования зданий. Специалисты изучают их, испытывают на прочность, а затем дают заключение: поможет ли зданию капремонт или оно годится только на слом.<BR>"Конечно, пока музей находится в самом начале своего развития, - скромничает Всеволод Инчик. - Но к 300-летию города я планирую выйти на более масштабный уровень и создать в городе полномасштабный музей "Петербургский кирпич".<BR>По мнению кирпичеведа, подобный музей будет привлекать не только петербуржцев, но и туристов. Дело в том, что в Японии один из самых посещаемых туристами музеев посвящен именно кирпичу. Действующий в городе Майзуру Всемирный музей кирпичей ежемесячно посещает более 10.000 человек. Менеджеры музея уверяют, что число гостей заметно увеличилось, после того как экспозиция пополнилась 16 кирпичами из Великобритании, которых теперь недостает в Скотланд Ярде, Ковент Гардене, Роял Альберт Холле, в доме 221-B по Бейкер-стрит (по этому адресу был "прописан" Шерлок Холмс) и др.