Мурманская область мечтает о паре заводов

В Мурманской области предпринята вторая попытка реализовать план по строительству нефтеперерабатывающего завода, предварительная стоимость проекта которого оценивается в $217 млн.

<BR><BR>В Мурманской области предпринята вторая попытка реализовать план по строительству нефтеперерабатывающего завода, предварительная стоимость проекта которого оценивается в $217 млн.<BR>Руководство ОАО "ЛУКОЙЛ" приняло предложение администрации Мурманской области в течение 2 ближайших месяцев открыть в Мурманске представительство, специалисты которого будут заниматься сбором данных и разработкой документации по будущему строительству в незамерзающей бухте, известной под названием Девкина заводь, рядом с населенным пунктом Лиинахамари в Печенгском заливе. Окончательное решение компания пообещала принять после получения всех расчетов.<BR>Ранее планировалось, что завод будет сооружен между Мурманском и Североморском на территории нефтебазы Северного флота Мохнаткина Пахта. Но с реализацией этого проекта возникли трудности из-за проволочек в согласованиях с Минобороны РФ. "ЛУКОЙЛ" не отказывается от предложенного им первоначально варианта строительства НПЗ и предлагает представителям Северного флота компромиссный вариант, предусматривающий использование не всей базы, а только ее причальных линий.<BR><BR><B>Потрепать нервы</B><BR>"Мы не можем терять время, - комментирует председатель комитета по строительству и архитектуре администрации Мурманской области Николай Бережной. - На строительство нефтеперегонного завода с инфраструктурой уйдет не меньше 3 лет. А с учетом нефтеперевалочного терминала со строительством причалов - около 5 лет. Надеясь только на "ЛУКОЙЛ", мы можем остаться и без завода, и без нефтеперевалочного комплекса. Мы сейчас рассматриваем все варианты". В областной администрации готовятся к прогнозируемому увеличению промышленного освоения нефтяных месторождений Арктики и экспортных поставок в Европу. Экономически эффективная перевозка предполагает строительство транспортно-технологических комплексов на Кольском полуострове. <BR>Не дожидаясь решения "лукойловцев", администрация области предложила ведущим предприятиям Кольского полуострова - ОАО "Апатит", ОАО "Кольская горно-металлургическая компания", ОАО "Мурманское морское пароходство", ГУП "Арктикморнефтегазразведка" на долевых началах построить свой НПЗ.<BR><BR><B>Большие надежды</B><BR>Нефтяные ожидания областной администрации связаны не только с Варандеевским месторождением, где "ЛУКОЙЛ" в обозримом будущем планирует добывать 7 млн тонн в год, но и с предстоящей работой АО "Росшельф" по освоению шельфа Западной Арктики. В интервью "ДП" член правления компании Юрий Феодоровский подтвердил эти надежды. Первую нефть с Приразломного месторождения планируется добыть в 2004-2005 году (извлекаемые запасы месторождения - до 150 млн тонн). Проектные объемы добычи в телефонном интервью Юрий Феодоровский назвать отказался. С точки зрения доктора экономических наук директора института экономических проблем Кольского научного центра РАН профессора Владимира Селина, эта цифра по Приразломному месторождению может составить до 10 млн тонн в максимуме. Для предстоящей работы "Росшельф" уже строит первую отечественную платформу ледового класса, и без нефтяного терминала в Печенгской губе "Росшельфу" не обойтись. <BR>"В любом случае, если "ЛУКОЙЛ" примет решение о строительстве НПЗ в Печенгской губе, администрация области не откажется от идеи "своего" завода, - говорит Николай Бережной. - Поскольку заявленный компанией в 1999 году проектный объем нефтепереработки 3 млн тонн в год потребностям Мурманской области в нефтепродуктах не отвечает. Эта цифра до 2000 года составляла 3,5 млн тонн".<BR><BR><B>Готовь сани летом</B><BR>Подготовку к ожидаемым объемам поступления нефти на материк в Мурманской областной администрации начали еще в 1994 году. В 1995-1996 годах над технико-экономическими расчетами по проектированию и строительству нефтяного терминала для приемки и переработки углеводородного сырья из месторождений шельфа Западной Арктики и Тимано-Печорской нефтяной провинции работали АО "Гипроспецгаз" - дочернее предприятие ОАО "Газпром" и одна из ведущих консалтинговых норвежских фирм - Barlinghaug AS. Работы на сумму около 4,5 млн норвежских крон оплатил норвежский Государственный фонд промышленного и регионального развития. <BR>Рассматривались четыре варианта размещения комплекса, в том числе в Кольском заливе и Печенгской губе. Но по всем параметрам подошел последний проект: незамерзающая бухта, известная под названием Девкина заводь, защищена от ветров. Рядом только один населенный пункт - Лиинахамари. Развита необходимая инфраструктура. Есть все коммуникации для организации полноценного автомобильного и железнодорожного сообщения. Есть хорошие маневровые пространства, а также необходимая глубина для захода супертанкеров дедвейтом боле 200 тыс. тонн. <BR>Привлечь ни зарубежных, ни отечественных инвесторов для реализации проекта в то время так и не удалось. Среди объективных причин и переносы сроков освоения месторождений, и несовершенство российского законодательства, в частности федерального Закона "О соглашении о разделе продукции".<BR>