Гранитные карьеры делают тяжелую карьеру

Строительство кольцевой автодороги (КАД) в Петербурге оживило рынок гранитного щебня. Но производители этого стройматериала не связывают свои долгосрочные планы с этим мегапроектом, поскольку привыкли работать на московский регион.

<BR><BR>Строительство кольцевой автодороги (КАД) в Петербурге оживило рынок гранитного щебня. Но производители этого стройматериала не связывают свои долгосрочные планы с этим мегапроектом, поскольку привыкли работать на московский регион.<BR>Гранит добывается для производства щебня и строительного камня. Первый используется прежде всего в дорожном строительстве и производстве железобетонных изделий. Из второго делают плиты и блоки для мощения и отделки.<BR><BR><B>Для красоты</B><BR>Лидером по добыче и обработке гранита, используемого для отделки, является производственное объединение "Возрождение". В его состав входит три блочных карьера - "Возрождение", "Бородинский" и "Ириновский", управляемых ЗАО "Выборгское карьероуправление". Их суммарная годовая мощность составляет 15 тыс. м3 товарного камня. На долю "Возрождения" приходится около 60% рынка региона. <BR>"Мы специализируемся на блочном камне, а щебень занимает не более 20% среди производимых объединением материалов. Половину блоков потребляет Петербург, а половину - Москва. Сейчас разрабатываем еще три карьера в Выборгском районе", - рассказывает генеральный директор ЗАО "Выборгское карьероуправление" Анатолий Попов.<BR>ПО "Возрождение" намерено до 2002 года вложить в модернизацию существующих мощностей камнеобрабатывающих предприятий $2,5 млн.<BR>Около 30% блочного гранита, поступающего в Петербург, производят ЗАО "Карьер "Пурга" и ООО "Минерал", входящие в холдинг ОАО "ПО "Ленстройматериалы".<BR>Поставляет в Петербург отделочный гранит и Карелия. На ее долю приходится не более 10% рынка. <BR><BR><B>Щебенка </B><BR>В России основными производителями строительного щебня являются два региона - Северо-Запад и Урал. В свое время крупными поставщиками были Украина и Белоруссия, но сейчас их доля невелика. <BR>Спрос на щебень в России всегда был очень высок. Прежде всего его используют дорожники - как для отсыпки полотна, так и для производства асфальта. Стабильные потребители щебня - Министерство путей сообщения РФ и домостроительные комбинаты (ДСК). <BR>В Ленобласти работает несколько производителей строительного щебня (см. таблицу). Жесткой конкуренции между ними нет, поскольку каждый работает в своем сегменте рынка. Например, карьеры "Ленстройматериалов" поставляют щебень для Гатчинского ДСК, также входящего в холдинг. ПО "Возрождение" использует добываемый щебень для строительства одного из участков КАД.<BR>"В силу стабильного спроса на щебенку многие крупные потребители захотели купить карьеры, - говорит председатель правления ОАО "ПО "Ленстройматериалы" Дмитрий Игнатьев. - Но все работающие карьеры уже раскуплены, а остальные требуют огромных капиталовложений. До 1997 года все камнедобывающие предприятия работали на износ. Только в последние годы началось обновление техники и ремонт подъездных путей".<BR>"Ленстройматериалы" пришли на рынок нерудных материалов относительно недавно. Первым приобретением объединения в 1994 году стало ЗАО "Каменногорское карьероуправление". Последним - контрольный пакет акций ЗАО "Каменногорский комбинат нерудных материалов" (2000 год). <BR>Кроме того, "Ленстройматериалы" намерены в 2001 году запустить новое гранитное месторождение "Островское" с годовой мощностью 1 млн м3. Таким образом, объединение метит в лидеры по производству строительного щебня в регионе. Островский гранит пригоден для изготовления высокопрочного асфальтового покрытия, и "Ленстройматериалы" рассчитывают стать поставщиком этого материала для КАД.<BR>В начале 2000 года на рынке щебенки появился новый участник: холдинг "Ленстройреконструкция" (ЛСР) приобрел ОАО "Гранит - Кузнечное". До этого ЛСР занималась производством строительных материалов (красный кирпич, песок) и строительством элитного жилья (в холдинг входит ОАО "Строительная корпорация "Возрождение Санкт-Петербурга"). "Ленстройматериалы" также рассматривали возможность покупки "Гранит - Кузнечного", но отказались от этой идеи. По словам Дмитрия Игнатьева, сделка не состоялась "по экономическим соображениям".<BR><BR>Дорогая "железка"<BR>Значительная часть добываемого в Ленобласти щебня отправляется в Москву и Московский регион. "Петербург просто не в состоянии потребить весь добываемый здесь щебень, - считает Анатолий Попов. - Действующие карьеры проектировались в советские времена, когда надо было работать на всю страну". <BR>Владельцы карьеров отмечают, что рентабельность щебеночных карьеров составляет от 6 до 15%. Это не дает им возможности активно обновлять и развивать производство. Несмотря на относительно низкую себестоимость добычи, цена щебня выше в 2 раза. Производители объясняют это постоянным ростом железнодорожного тарифа. С ноября 1999 года стоимость доставки выросла на 143%, а отпускная цена производителя - только на 120% (см. диаграмму). <BR>Но если с ценой покупатели как-то мирятся, то на доставку щебня жалуются и они, и поставщики. Как утверждают железнодорожники, у МПС катастрофически не хватает вагонов для доставки сыпучих стройматериалов. <BR><BR><B>Братская конкуренция</B><BR>Более всего камнедобытчиков тревожит уравнивание внутренних и международных железнодорожных тарифов. Они считают, что таким образом продавцы камня с Украины и из Белоруссии получают дополнительные преимущества. <BR>"Карьеры бывших советских республик работают на износ, у них дешевая рабочая сила. Именно поэтому их щебень дешевле, - рассказывает Дмитрий Игнатьев. - Если транспортные тарифы сравняются, то рентабельность их карьеров вырастет до 30%, а наших упадет до 3%".<BR>