"Зеленые" спасли "еловый" зал Консерватории

ВКонсерватории успели отреставрировать зал им. Глазунова. По словам Лидии Волчек, начальника отдела по концертной работе, еще немного, и потолок бы обрушился.

<BR><BR>ВКонсерватории успели отреставрировать зал им. Глазунова. По словам Лидии Волчек, начальника отдела по концертной работе, еще немного, и потолок бы обрушился. <BR>Реставрация длилась 8 месяцев и "съела" $157.860. Эти средства - самый большой грант из 9, выделенных на финансирование проектов культурных учреждений Правительством РФ и офисом Всемирного банка. Тем не менее в процессе реставрации выяснилось, что этих денег не хватает на плафон, фойе, да и все этажи, ведущие к залу, не мешало бы отремонтировать. Пришлось расстаться с деньгами и Министерству культуры - на дальнейшие реставрационные работы оно перечислило около 5 млн руб. Теперь на очереди стоит домовая церковь, восстановления которой требует КГИОП. <BR>"Зал квартетных собраний" появился в конце ХIХ века - в рамках проекта архитектора Владимира Николя, которому Александр III повелел перестроить здание Большого театра для учебной части Консерватории. Стоимость проекта по тем временам была впечатляюща - 2 млн руб. В зале архитектор оставил все признаки эпохи: симметрию раннего классицизма и витиеватость рокайля. Плафон расписал художник Рябушкин, после войны потолок полностью восстановили по эскизам.<BR>Но к 90-м годам все окончательно обветшало, акустические возможности также таяли на глазах. По проекту Николя, еловый каркас в стенах создавал воздушную подушку, но за 105 лет стены закрасили 13 слоями краски. Чтобы добраться до первоначального декора, НИИ "Спецпроектреставрация" и фирме "Ника", которая выиграла тендер на реставрационные работы (возможно, и потому, что название напоминало фамилию Николя), пришлось в течение 2 месяцев искать новые методики: обычные могли испортить дерево и первоначальный резонанс зала, которого "добивалась" живая необработанная ель. <BR>По словам ректора Консерватории Владислава Чернушенко, после реставрации "малый зал" неожиданно стал большим: вспомнилось, что рассчитан он на 610 мест. Впрочем, пока отреставрировано только 80 буковых стульев, изготовленных в Вене в середине XIX века. Эти стулья были спроектированы под присмотром Николя, их форма и прорези резонируют с еловым каркасом стен, что также работает на музыкантов. В остальном зал уже стал своей точной копией: тот же бежевый цвет, декор, картины, люстры, отреставрировали даже вентиляцию. <BR>Подчеркнутые архитектурные достоинства Консерватории должны повлиять на ее коммерческие успехи, что, собственно, и было главным условием банка при выделении гранта. В мае, после приведения в "божеский вид" всего "театрального" отсека, здесь пройдет Международный музыкальный фестиваль, в то время как до ремонта в педагогических целях в зал пускали только студентов.