Страховщики двинулись навстречу добровольцам

<BR>

Объем собранных премий по итогам 2000 года всеми российскими компаниями увеличился на 78%. По Северо-Западному округу прирост сборов составил 34% по компаниям без учета филиалов. <BR>Лидером по размеру собранных взносов по итогам 2000 года стала компания "Русский мир". В предыдущем, 1999 году первенство по этому показателю принадлежало СО "Русь", когда компания показала бурный рост показателя, который составил 450%. <BR>Прирост взносов СК "Русский мир" обеспечили сборы по страхованию ответственности и имущественному страхованию юридических лиц. При этом основная часть выплат пришлась на имущественное страхование. <BR>Рост взносов у компании "НАСТА-БАЛТ" произошел за счет имущественного страхования корпоративных клиентов. Существенно увеличился портфель за счет страхования ответственности, прежде всего предприятий - источников повышенной опасности. В то же время выплаты по имущественному страхованию составили незначительную величину, при этом размер их снизился. <BR>В объеме страховых взносов, собранных в 2000 году компанией "Альма", почти 100% принадлежит имущественному страхованию корпоративных клиентов. Удельный вес в страховом портфеле по объему собираемой премии и по количеству договоров занимает страхование грузов. Оставшаяся часть взносов составляет страхование ответственности, прежде всего предприятий - источников повышенной опасности, и страхование от несчастных случаев. Годовой результат стал следствием начатой реализации программы комплексного страхования предприятий, первыми клиентами по программе, включающей три вида страхования, стали киришские промышленные предприятия, застрахованные местным филиалом компании. <BR><BR><B>Уровень выплат </B><BR>В 2000 году вырос уровень выплат по компаниям, включенным в рейтинг. В рекомендуемый специалистами диапазон 30-80% вписываются все больше страховых компаний. Это говорит об улучшении качества страхового портфеля. <BR>Изменение показателя объясняется либо увеличением объема выплат из-за участившихся страховых случаев, либо снижением общего объема взносов, которое отчасти происходит из-за снижения тарифов. Страховщики действительно вынуждены снижать тарифы, реагируя на усиление конкуренции. <BR>Рост передаваемой доли означает, что в страховом портфеле стало больше рисков, которые требуют большей перестраховочной защиты, риски более крупные или менее предсказуемые. Это прежде всего касается таких видов страхования, как имущественное, транспортное. Компания "Прогресс-Нева" передает в перестрахование сравнительно небольшую долю взносов - 30-35%, при этом за 2000 год компания перестраховывать стала больше. <BR>Снижение перестраховочных взносов предполагает обратную ситуацию.<BR>Портфель в большей части состоит из рисков, не требующих передачи в перестрахование, например ДМС.<BR>Так, компания "Медэкспресс" отдает в перестрахование меньше 5%. <BR>Активно перестраховывает риски компания "Русь", работающая с крупной клиентурой и имеющая крупные риски, - около 80% собранных взносов. При этом доля таких взносов несколько уменьшилась. <BR><BR><BR><B>Размер выплат </B><BR>Существенное снижение размера выплат наблюдается у компании "Авеста". Скорее всего, из-за небольшого количества договоров и завершения длительных выплат. У "Альмы", наоборот, размер выплат существенно увеличился. Вероятно, компания платит по договорам предыдущего года. <BR>Когда компания имеет сбалансированный портфель, то об этом свидетельствует отсутствие резких скачков в динамике показателей. Например, относительные показатели изменяются незначительно, абсолютные показатели меняются пропорционально, так, достаточный прирост взносов должен быть соизмерим с ростом резервов. Такая ситуация как раз и свидетельствует об улучшении структуры портфеля. <BR><BR><B>Клиенты </B><BR>Доля страхования выезжающих за рубеж в общем объеме собранной премии компании "Класс" составляет 62%. При этом объем взносов, собранных по добровольному медицинскому страхованию при большом количестве заключенных договоров по виду, делает средний размер показателя (взносы на один договор) незначительным - 250 рублей. С другой стороны, компания "Русский мир", которая собирает по этому виду ровно в 2 раза меньше, чем "Класс", имеет меньше 100 договоров. Доли страхования выезжающих за рубеж и ДМС в совокупном объеме премии занимают 1,1 и 6,6% соответственно. <BR>Стоимость договора на страхование автогражданской ответственности в среднем по компаниям составляет $80-100. <BR><B>Основными клиентами компании "Росгосстрах-Ладо-Балт" являются частные лица. За счет страхования имущества граждан в 2000 году страховщик собрал более 90% всех сбо</B><BR>ров. Другая дочерняя компания "Росгосстраха" - "Росгосстрах- Санкт-Петербург" более 50% всех взносов также собирает на имущественном страховании, половина из которых приходится на граждан. <BR><BR><B>Инвестиции </B><BR>Положительная динамика сформированных за год резервов - источника покрытия обязательств страховщика улучшает инвестиционные возможности компаний. Объем средств, вложенных в недвижимость и промышленность, существенно увеличился за последний год. В 1999 году прямые инвестиции были менее популярны. Однако инвестиционную политику страховых компаний можно назвать консервативной.<BR>Чаще всего при размещении средств резервов и собственных средств страховщик делает выбор в пользу инструментов с постоянной стоимостью в валюте. <BR>Это прежде всего офисная недвижимость, валютные банковские векселя и депозиты. <BR>Для обеспечения текущей ликвидности часть средств компаниями размещается в краткосрочные ценные бумаги. <BR><BR><B>Наиболее интересные продукты</B><BR>Развитие страхования как сегмента финансового рынка подтверждает и совершенствование имеющихся продуктов, их обновление, появление новых предложений по страховым программам. Это также свидетельствует о нарастающей конкуренции между участниками рынка. <BR>Например, новые программы по банковскому страхованию появились у "Военно-страховой компании".<BR>После проведенного маркетингового исследования компания "Прогресс-Нева" улучшила продукт по страхованию автотранспорта, что выразилось и в снижении ее тарифов.<BR>Компания "Медэкспресс" полностью обновила продукт по страхованию выезжающих за рубеж. Кроме того, она разработала и внедрила региональные программы для работы в филиалах. <BR>Внедряются и дополнительные услуги: на фирменных сервисных станциях - партнерах "РЕСО" клиенты получают скидки на товары и услуги, это касается видов страхования, связанных с автотранспортом. <BR>В целом 2000 год стал годом дружбы между банковским и страховым сектором по всей России. Зародившись в Москве, она проникла и в Петербург.<BR>"Примерами дружбы" стало приобретение Альфа-Банком пакета акций СК "ВЕСТА", совместная деятельность МДМ-Банка и "РЕСО-Гарантия".<BR>Наконец, уже в 2001 году в Петербурге ОАО "Петровский народный банк" объявило о создании страховой группы. <BR><BR>