00:0012 апреля 200100:00
17просмотров
00:0012 апреля 2001
Плотная застройка в центре города не дает возможности возводить новые коммерческие объекты. Остается осваивать подземные пространства, однако девелоперы неохотно идут на это.
<BR><BR>Плотная застройка в центре города не дает возможности возводить новые коммерческие объекты. Остается осваивать подземные пространства, однако девелоперы неохотно идут на это. <BR>Как правило, мелкая коммерция приживается в подземных помещениях метрополитена. Самостоятельных и удачно реализованных проектов подземного строительства в Петербурге не много. Это связано с высокими затратами на выполнение подобных работ, а следовательно, и с низкой рентабельностью. По оценкам специалистов, средняя себестоимость строительства 1 м2 подземных площадей может доходить до $2000.<BR>Петербургские грунты не способствуют строительству многоуровневых подземных сооружений. Однако углубиться под землю на один-два этажа вполне возможно, и некоторые инвесторы вынашивают подобные проекты.<BR><BR><B>Дети подземелья </B><BR>Практически все объекты, которые удалось построить под землей, являются гаражами. Одними из первых подземные гаражи появились на проспекте Пархоменко в здании полка ГИБДД, в здании на набережной реки Мойки, д. 11, и на Вознесенском проспекте, д. 20. Сейчас в городе довольно много домов имеет подземные и полуподземные гаражи, однако все они одноуровневые. Похвастаться двумя этажами может только гостиница "Северная корона" на набережной реки Карповки. <BR>При строительстве вышеуказанных объектов особых сложностей не возникло. Больше всего неприятностей появилось при строительстве подземного гаража отеля "Невский Палас" на Невском проспекте. Из-за нарушений в технологии производства работ оба соседних с отелем здания дали трещины и просели. Их срочно пришлось расселять.<BR>Пока только автомобили и находят себе приют под землей. Единственным подземным пространством, построенным за последнее время и имеющим коммерческое назначение, является объект на площади Труда. Его строительство началось в 1989 году, однако из-за нестабильного финансирования затянулось на 10 лет. В конечном итоге полностью заменены инженерные коммуникации, положено дорожное и тротуарное покрытия, отстроен подземный торговый центр. Переустройство площади Труда обошлось Петербургу почти в 100 млн рублей. Деньги на этот объект выделялись из бюджета, однако часть средств было вложено ОАО "РОССТРО", являвшегося генподрядчиком. За это компания получила в собственность 880 из 2500 м2 подземного пространства. Однако процесс раздела шел не безоблачно. Проблемы возникли при оформлении прав собственности на коммерческие площади, передаваемые "РОССТРО". <BR>"Сейчас все разногласия улажены, - говорит генеральный директор ОАО "РОССТРО" Александр Макаров. - У нас уже есть арендаторы на готовые площади. Себестоимость строительства 1 м2 составила $1500, и при существующих в городе арендных ставках возврат вложенных инвестиций растянется на 20 лет. К примеру, в Стокгольме очень много подземных пространств с пешеходными зонами, но все они строятся на городские деньги". <BR><BR><BR><B>Зарытые таланты</B><BR>Главной причиной, по которой застройщики игнорируют возможность возведения подземных сооружений, остается нехватка инвестиций. Банки и другие финансовые институты отказываются кредитовать такие проекты, ввиду повышенного риска и долгих сроков окупаемости. <BR>Но даже когда гарантом выступает государство, это не является залогом успеха. Живой пример - строительство РАО "ВСМ" вокзально-коммерческого центра у Московского вокзала. Этот комплекс должен был иметь два подземных этажа и мог бы стать самым крупным подземным объектом в Петербурге. Но сейчас все работы заморожены. Никак не завершится восстановление Перинных рядов, где застройщиком является ЗАО "Восточный предпринимательский экспресс". Проект нового здания также изначально предусматривал двухуровневый подземный гараж. Cтройка, начатая в 1998 году, до сих пор не завершена. <BR><BR><B>Русский андеграунд</B><BR>"Существовало много идей строительства в Петербурге подземных объектов, - рассказывает генеральный директор ЗАО "Геореконструкция" Алексей Шашкин. - Среди них немало утопичных, таких, как создание подземной улицы вдоль всего Невского проспекта. Однако есть и вполне реальные. Например, Русский музей выступил с инициативой строительства подземного комплекса под Итальянской площадью".<BR>Архитектурный проект и технико-экономическое обоснование сооружения двухуровневого подземного пространства с пешеходно-коммерческим комплексом и паркингом на 250 автомобилей выполнен Государственным институтом архитектуры в Петербурге.<BR>"1 м2 строительства обойдется в $800", - рассказывает директор Государственного института архитектуры в Петербурге Олег Романов. Рентабельность проекта составляет 18%. Предполагается, что арендные ставки коммерческих площадей составят от $500 до $850 за 1 м2. Русский музей намерен построить еще один подземный коммерческий объект под площадью Коннетабля у Михайловского замка. Одноуровневое помещение площадью 6400 м2 разместится под памятником Петру I. <BR>"Реконструкция площади уже одобрена Городским градостроительным советом, - продолжает Олег Романов. - На это потребуется около $3 млн. Основная часть этих денег поступит из федерального бюджета. Однако коммерческий центр стоимостью в $385 тыс. будет строиться за счет частных инвесторов". В поисках иностранных инвесторов Русский музей уже возил оба "подземных" проекта на выставку MIPIM в Канны.