00:0009 апреля 200100:00
14просмотров
00:0009 апреля 2001
Санкт-Петербургский государственный горный институт (СПбГГИ) - один из самых успешных примеров адаптации высшего образования к рыночной системе.
<BR><BR>Санкт-Петербургский государственный горный институт (СПбГГИ) - один из самых успешных примеров адаптации высшего образования к рыночной системе. <BR>В прошлом году СПбГГИ инвестировал в образовательный процесс и инфраструктуру около $20 млн. В этом смысле опыт СПбГГИ может быть полезен при обсуждении готовящейся реформы высшего образования. Своими идеями делится ректор СПбГГИ Владимир Литвиненко. <BR><BR>- Ряд ректоров высказали идею финансировать из федерального бюджета три десятка вузов. Остальные пусть зарабатывают деньги сами. Как Вы относитесь к этому?<BR>- Считаю бредом и не думаю, что кто-то пойдет по этому пути реформирования высшего образования. Назрел вопрос пересмотра содержательной части высшего образования. Последние 10 лет вузы не имели возможности закупать оборудование, приборы. Поэтому техническое образование во многих институтах свелось к лекционным занятиям. И из вуза выходит не инженер, а лишь что-то похожее.<BR><BR>- Может, надо учить другому?<BR>- Это тоже вопрос. Сегодня много вузов. Но тех, кому предприятия готовы платить деньги за выпускников, очень ограниченное количество. Бюджет выделяет на каждого студента в среднем по России $680 в год. При этом распределении уже существует несправедливость: гуманитарные и технические вузы получают одинаково. Но технические требуют специальных лабораторий, приборов. По мировому опыту, соотношение затрат - один к трем. <BR>Мы не должны стыдиться, что страна все-таки у нас сырьевая. Этим гордятся Канада, Норвегия, Австралия, в том числе и США, особенно Аляска. Предприятия закупают высокотехнологичное оборудование, для работы на нем нужны высококвалифицированные специалисты, а их нет. Предприятие берет инженера с технического вуза, а оказывается, что он этот прибор не видел, не знает, как на нем работать. <BR>Те вузы, которые поняли это, зарабатывают деньги. Мы вынуждены инновации, которые внедряются в производстве, с опережением внедрять в учебном процессе. У нас есть лаборатории, где студенческое место стоит $1,5 млн, и таких мест около 10. Это современные японские микрозонды, которых в Европе-то один-два.<BR><BR>- Получается, что тезис о плохом финансировании вузов несостоятелен?<BR>- Среди технических вузов нашего профиля средний объем инвестиций на одного студента составляет около $1000. У нас - $5100. Бюджет дал $720. Мы вынуждены работать.<BR><BR>- У Вас есть конкретные предложения по реформированию системы образования?<BR>-Такие страны, как США, Канада, Япония, все перешли на систему платного образования. Здесь ничего страшного нет. Как все это видится? Вероятно, будет три уровня аттестации выпускников школ. Те, кто сдал на 5, получат максимальную дотацию от государства, около 20.000 рублей в год. Это примерно соответствует сегодняшнему уровню государственного финансирования. Далее абитуриент приходит в институт. Допустим, у меня уровень затрат $3000. Перед этим молодым человеком встает дилемма: либо доплачивать, либо получать кредит, например, от компании, где он будет потом работать. Он может выбрать вуз, где затраты соответствуют уровню дотации государства. <BR>- От результатов экзаменов будет зависеть уровень дотаций, но оценка - вещь субъективная.<BR>- Выход - в переходе на систему тестирования. Прежде я думал, что не могу доверять результатам тестирования. Но сейчас считаю, что ничего страшного в этом нет. Мы можем принимать 2000 человек вместо 1000. Бельгия пошла по такому пути. Там все молодые люди имеют доступ к высшему образованию. Но после первого семестра остается ровно столько, сколько вузы могут потянуть, отсеивая тех, кто плохо учится. Тестирование нужно не только для проведения единого экзамена. Мы все сдавали сессии, тянули билеты. В билете три-четыре вопроса, повезло - не повезло, но вероятность, что мы прошли мимо реальных знаний, - 80%. Дальше возникает психологический барьер между преподавателем и студентом, возможно предвзятое отношение, студенты берут справки, пишут письма на преподавателей. Эти проблемы давно учтены на Западе. Да, есть отрицательные моменты в тестировании, но без этого с проблемой не справимся. Мы уже с этого семестра готовимся проводить все зачеты и экзамены через систему тестирования.<BR><BR>- Но я не понимаю, откуда Вы берете те $4200 на каждого студента?<BR>- Мы зарабатываем деньги за счет научных исследований - не просто идей, а внедрения законченных разработок, воплощаемых "в металле". Мы входим в долю и получаем прибыль от эксплуатации разработок.<BR>Мы наиболее адаптированы к рынку. Но я не верю, что, например, театральный вуз или любой другой имеет меньше возможностей. Ведь у них и значительно меньше затратная часть. <BR><BR>