Владиславу Чернушенко на двух стульях не тесно

От коллег-музыкантов Владиславу Чернушенко часто приходится слышать: "Ты не обожрешься? Тебе мало? Капеллу захапал, Консерваторию к рукам прибрал! Сидишь на двух стульях и еще хочешь?"

<BR><BR>От коллег-музыкантов Владиславу Чернушенко часто приходится слышать: "Ты не обожрешься? Тебе мало? Капеллу захапал, Консерваторию к рукам прибрал! Сидишь на двух стульях и еще хочешь?"<BR>Владиславу Чернушенко, профессору, члену Международного союза музыкальных деятелей, народному артисту СССР, лауреату многочисленных конкурсов и разнообразных премий, исполнилось 65 лет. Вот уже более четверти века он стоит за дирижерским пультом и является художественным руководителем петербургской Капеллы и Консерватории им. Римского-Корсакова.<BR>- Вам никогда не хотелось остаться за границей?<BR>- Там все так добропорядочно и скучно - сдохнуть можно. Хотя в России сейчас тяжелые времена - нас хотят сломать, переделать по американскому принципу. <BR>- Кстати, Вас называют националистом. <BR>- Если музыкант выдающийся, какое мне дело до его национальности? Я не знаю своих корней, и фамилия у меня чужая - отчима моего отца. Она мне очень не нравится, тем более что отчим загубил свою жену. Я считаю себя русским. Мы все - воспитанники русской культуры. Семен Аркин, еврей, объяснял моему сыну величие Пушкина. Декан первой русской консерватории - армянин. А Сергей Слонимский пишет мне в поздравительной записке: работай во славу русского искусства, во имя и во славу русской музыки.<BR> - Вы часто гастролируете по России?<BR>- Очень редко: никто не может поднять такие гастроли. Ведь это 65 человек, и всем надо оплатить дорогу, гостиницу, выплатить суточные... Плюс в бухгалтерию Капеллы что-то привезти. Астрономическая сумма получается! Все музыканты сегодня поставлены в жуткие условия - средняя зарплата по оркестру и хору - 1600 рублей. Оркестранты уходят в Мариинский театр, в коммерческие структуры, уезжают за рубеж. Капелла стала подготовительным отделением, стартовой площадкой.<BR>Пытаемся заинтересовать зарубежными гастролями, но это крохи. Артисты хора по очереди выезжают на гастроли 3-4 раза в год и получают "прибавку к жалованью" $400-500. Пока нам не удается подписывать хорошие контракты - нет профессиональных менеджеров по организации гастролей. Например, артисты хора "Радио Франс", даже если они гастролируют внутри Франции, получают $100 в день. Мы стараемся выбить хотя бы $30, а если получается $35, мы просто счастливы! В Англии нас дважды так накололи, что я едва рассчитался с долгами. А во Франции все деньги потратил на ноты - зато привез такие партитуры, которых не было ни в Филармонии, ни в Консерватории. <BR>- А за свою судьбу не переживаете?<BR>- Было бы что поесть и что надеть. Я не живу на те доллары, что получаю за границей. Меня обманывали, я накалывался... 3 года находился на положении бомжа - без прописки, без определенного места жительства. Сейчас наконец третью неделю ночую в квартире, где буду жить. Жизнь так устроена: если не вкладывать все, чем располагаешь, в свое дело, оно кончится. Если я сегодня скажу: я все забираю - завтра оркестра не будет. Для нас самое страшное: найдется какой-нибудь Абрамович-Гусинский-Березовский, захочет получить здание - и коленкой Капеллу вышибут. Посмотрите на объекты, которые составляют основу и оплот национальной русской культуры: Эрмитаж, Русский музей, Публичная библиотека, Кунсткамера, Капелла, Консерватория. Ни одному не посчастливилось найти того, кто оказал бы помощь.<BR>- В меценатов не верите?<BR>- Меценатов высокое искусство никогда не интересовало, они предпочитают массовую культуру. На меценатов надеяться не стоит. Заботу о культуре народа должно нести государство. Это у него должно быть достаточно средств, чтобы люди не чувствовали себя нищими. В проклятом коммунистическом прошлом, в 50-е годы, процент отчисления из госбюджета на науку, образование и культуру был самым высоким в мире. А сегодня на образование тратится 0,8%, хотя должно быть не меньше 3-3,5%. Публика стала беднее, зато появилось много молодежи. Я вам без всяких опросов скажу: люди уже пресытились монотонной, с безумными децибелами массовой эстрадной музыкой, и происходит поворот в сторону классического искусства. Мы в год делаем 35-37 различных программ. А на гастролях иногда за 2 недели исполняем до 10 программ - так нормальные музыканты не делают. Но мы отличаемся некоторым идиотизмом.