00:0025 января 200100:00
64просмотров
00:0025 января 2001
Путешествие в США по программе "Бизнес для России" резко изменило взгляды двух петербургских предпринимателей на собственный бизнес.
<BR><BR>Путешествие в США по программе "Бизнес для России" резко изменило взгляды двух петербургских предпринимателей на собственный бизнес.<BR>Один из них, генеральный директор ООО "Эол" Сергей Бафраджян, прошел стажировку за океаном 6 лет назад. Другой, генеральный директор ООО "Интернет Хелп" Дмитрий Верешкин, - в 1999 году. Оба они вернулись с ощущением, что главное отличие американского бизнеса от российского - это стремление к качеству.<BR><BR><B>Качество - компас в море бизнеса</B><BR>"Первые несколько дней после приезда в Америку мне пришлось привыкать к множеству технических новинок, которых тогда, 6 лет назад, в России не было и в помине, - вспоминает Сергей Бафраджян. - Но больше всего меня поразили профессионализм американцев и их постоянная нацеленность на качественное выполнение работы. Это заметно везде: и на производстве, и в торговле, и в сервисе. У нас в компании на качество тогда не обращали внимания: "Подумаешь, бухтина 5-10 мм: зашпаклюется" (бухтина - углубление или вмятина в корпусе судна. Образуется, как правило, из-за "утягивания" металла при сварке. - А.П.). Чтобы сделать потом корпус гладким, как яйцо, на него расходуется 100-200 кг дорогостоящей шпаклевки. Сейчас мы сводим бухтины до 1-2 мм".<BR>"Эол" достигает улучшения качества за счет постоянного обучения персонала. Так, в этом году Сергей Бафраджян планирует послать нескольких рабочих и технолога на стажировку в Голландию.<BR><BR><B>Рождественская история</B><BR>Не меньшее впечатление на российского предпринимателя произвели и маркетинговые приемы американских компаний. "Я стажировался в фирме Flerige Marine (Цинциннати), торгующей маломерными судами, - рассказывает Сергей Бафраджян. - Катера и яхты люди покупают нечасто. Однако Flerige Marine хранила адреса своих покупателей за последние 40 лет. И в ноябре, в "мертвый сезон" для торговли, сотрудники фирмы занимались тем, что готовили рождественские открытки. Всего было разослано 2000 поздравлений старым клиентам. И в каждом конверте вместе с открыткой - каталог моделей яхт, которые будут предлагаться в следующем году". <BR><BR><B>Проводник по сети</B><BR>Дмитрий Верешкин привез из Америки саму идею своего бизнеса. Он в течение месяца стажировался в Oracle и наблюдал, каким спросом пользуются услуги по поиску данных в Интернете, их обработке и хранению (т.н. data mining). Услуги эти стоят довольно дорого, и в России вряд ли нашли бы спрос, считает Дмитрий Верешкин. А вот более дешевый вариант продукта, предполагающий меньший набор дополнительных услуг, хорошо пошел на российском рынке.<BR>Генеральный директор "Интернет Хелп" уверен, что качество производимых в США товаров и услуг определяется узкой специализацией компаний и персонала. "У нас люди привыкли самостоятельно строить дачу, ремонтировать машину и т.п. И в бизнесе стремятся все задачи решать своими силами. Отсюда - низкое качество, ведь невозможно в каждом деле быть профессионалом", - анализирует Дмитрий Верешкин.<BR>Он также считает, что качественной работе сотрудников американских компаний способствуют условия их труда. "В Oracle условия работы располагают настолько, что удивительно, что люди вообще уходят домой", - изумляется Дмитрий Верешкин.<BR><BR><B>Открытые двери</B><BR>"Интернет Хелп" позаимствовал у американцев и другие приемы. Например, как максимально использовать потенциал сотрудников. "Большинство из них - молодые ребята с идеями. Поэтому в компании действует правило: если директорская дверь открыта, можно заходить без приглашения - спрашивать, что непонятно, предлагать что-то новое". <BR>Директор по маркетингу ООО "Интернет Хелп" Александр Кудрявцев, стажировавшийся в США в компании Arch Communications, считает, что открытость идет на пользу и сотрудникам, и компании. Чтобы сформировать решения, понятные всему коллективу, по корпоративной электронной сети всем рассылаются одинаковые сообщения. И каждый сотрудник должен на них ответить. <BR><BR>ООО "Эол" занимается строительством металлических корпусов для яхт и катеров. Компания основана в 1993 году. Производственную площадку арендует у ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь". В фирме работает около 30 человек, которые изготавливают и продают 6-8 корпусов в год.<BR><BR>ООО "Интернет Хелп" оказывает услуги по поиску информации в Интернете (см. "ДП" N№202/2000). В компании работают 37 человек.