Интернет по карточкам сулит немалую выгоду провайдерам

В последнее время петербургские провайдеры усиливают наступление на частного потребителя. Ставка делается на Интернет-карты, новые варианты которых постоянно появляются в продаже.

<BR><BR>В последнее время петербургские провайдеры усиливают наступление на частного потребителя. Ставка делается на Интернет-карты, новые варианты которых постоянно появляются в продаже.<BR>Объем продаж "карточного" Интернета в Петербурге уже достиг $120-150 тысяч в месяц, и признаков насыщения рынка пока не наблюдается. В 1999 году реализацией "Интернета по карточкам" занимались всего несколько фирм. Летом 2000 года этот сегмент начали осваивать все больше компаний. <BR><BR><B>Для "продвинутых" клиентов</B><BR>Специфичность рынка заключается в том, что армия пользователей Интернета неоднородна. Средний показатель нахождения в Сети - около 16 часов в месяц. Сюда входит доступ всех видов: коммутируемый, по выделенной линии, ADSL и по картам. Кроме корпоративных клиентов и так называемой активной аудитории (тех, кто проводит в Сети не менее часа в неделю) есть еще эпизодические посетители Интернета - те, кто пользуется глобальными информационными ресурсами от случая к случаю. <BR>Хотя они не намерены проводить в Сети сутки напролет, а Интернет им нужен лишь для проверки электронной почты, такие клиенты весьма привлекательны для провайдеров. "Этой услугой пользуются "продвинутые" люди, в основном физические лица, - рассказывает руководитель отдела маркетинга компании ЗАО "Петерлинк" Вячеслав Сафронов. - Карточки нужны тем, кто не хочет быть привязан к одному провайдеру, имеет e-mail на бесплатном сервере либо приехал в город на время".<BR>У компании "Петерлинк" насчитывается более 15 тысяч активных подписчиков. До некоторого времени она выпускала карты на 10, 20 и 30 часов, а затем к ним добавился и пакет на 5 часов. Доступ в Сеть через карты используют примерно 15% клиентов компании. <BR>Образно говоря, мелкой рыбешки (эпизодических клиентов) в океане пользователей Интернета целые косяки. Их количество сравнимо с числом активных клиентов, то есть около 250 тысяч человек.<BR><BR><B>Ближе к народу</B><BR>Для приобретения Интернет-карты не нужно ехать к провайдеру: карточки продаются в магазинах компьютерной техники, офисах банков, на станциях метро или в почтовых отделениях. <BR>В общении с дилерами провайдеры используют различные схемы - от 100%-ной предоплаты партии карт до расчета после продажи. <BR>Так, например, магазины компьютерной техники не горят желанием торговать картами на условиях предоплаты. Для них это товар отнюдь не основной. Карты часто используют для пополнения средств на лицевом счете по договору. Так, например, поступает компания "Ситилайн". Ее Интернет-карты в Петербурге покупают примерно 30% из 10 тысяч пользователей. <BR><BR><B>Выгодное дело</B><BR>Продажа Интернет-карт становится выгоднее оформления договоров на покупку времени в Интернете. Провайдеры активно переходят на "карточную" систему для физических лиц.<BR>"Раньше мы пробовали работать с частными лицами по обычным договорам, но, изучив статистику, поняли, что Интернет-карты наши клиенты покупают гораздо активнее", - говорит менеджер по продажам компании ООО "СЦС "Совинтел" Максим Коробицин. <BR>У этой компании около 2000 частных клиентов приобретают Интернет-карты. В конце 2000 года ежемесячный рост клиентской базы "Совинтела" составлял 30-40%.<BR>Максим Коробицин говорит, что в этом году его компания планирует значительно увеличить продажи Интернет-карт: "В феврале мы расширяем свой модемный пул более чем в 3 раза. Недостатка в клиентах не испытываем, так что этот пул быстро наполнится". <BR>Примерно так же намерены действовать другие опрошенные провайдеры. Не раскрывая точных цифр, все они говорят о значительном увеличении объемов продаж Интернет-карт в 2001 году.<BR><BR><B>Что дальше</B><BR>Динамика рынка "карточного" Интернета в целом повторяет динамику увеличения объема рынка Интернет-услуг. Многие предсказывают рост рынка провайдерских услуг от 25 до 50% в год, в зависимости от степени своего оптимизма.<BR>Все провайдеры сходятся на том, что основное влияние на развитие Интернет-услуг оказывает состояние сетей телекоммуникаций.<BR>При резком увеличении количества Интернет-клиентов телефонная сеть ПТС может не справиться с нагрузкой. <BR>Однако другие технологии доступа в Интернет, например услуги ADSL или по ТВ-кабелю, стремительно развиваются (см. "ДП" №164/2000). И вскоре основная масса постоянных пользователей Интернета не будет зависеть от технического состояния сетей ПТС.<BR>На развитие Интернет-услуг может повлиять и неминуемое введение повременной оплаты телефонной связи. Как склонны считать провайдеры, если бы "повременка" была введена сегодня, рынок Интернет-карт сузился бы, но ненадолго. <BR>Провайдерский бизнес уже набрал такие обороты, что справится и с повременной оплатой. Достаточно небольшого снижения цен, чтобы вернуть рынок на прежний уровень.<BR><BR>В конце 1997 года доступ в глобальную Сеть в Петербурге предоставляли 12 фирм. К концу 1999 года их количество увеличилось до 60. <BR>По данным Госсвязьнадзора по Петербургу и Ленинградской области, лицензия на предоставление телематических услуг выдана 120 организациям, однако количество активных провайдеров не превышает уровня прошлого года.