Петербургские финансисты: вкус к деньгам и жизни, воспитанный профессией

Газета "Деловой Петербург" и журнал "Эксперт. Северо-Запад" провели исследование личностных характеристик и потребительских предпочтений ведущих петербургских финансистов.

<BR><BR>Газета "Деловой Петербург" и журнал "Эксперт. Северо-Запад" провели исследование личностных характеристик и потребительских предпочтений ведущих петербургских финансистов. <BR>Ведущие финансисты - это ключевые сотрудники, контролирующие и управляющие финансовыми потоками своего предприятия. Разумеется, интерес представляют крупнейшие компании города. Таким образом, было выбрано 50 человек, работающих в 48 фирмах. Сферы деятельности большинства представленных финансистов - промышленная и банковская, хотя есть представители торгового и строительного капитала. <BR>Всем участникам было предложено ответить на вопросы единой анкеты. Из них 40 человек любезно прислали ответы. На их основе мы попытались составить социологический портрет типичного петербургского финансиста конца XX века. <BR><BR><B>Мужское начало</B><BR>Среди финансистов подавляющее большинство (80%) - мужчины. Это достаточно молодая профессиональная группа, средний возраст которой - 36 лет. Разница между самым старым и самым молодым участником исследования составила 29 лет. <BR>Большинство же респондентов относится к возрастной группе до 30 лет. Этот фактор вкупе с тем, что большинство опрашиваемых (29%) получили высшее образование в Петербургском ФИНЭКе, говорит о том, что финансовыми потоками управляют молодые люди, имеющие современное профильное образование (60% респондентов получили экономические специальности). <BR>Значительна доля тех, кто имеет два высших образования или закончил аспирантуру (по 10% соответственно). Интересно, что 23% респондентов имеют специальность инженера, значительная их часть в дальнейшем получила второе высшее экономическое образование. С уверенностью можно сказать, что профессия финансиста не является наследственной или семейной. Лишь 6,4% опрошенных родились в семье экономистов. У большинства же родители - инженеры и преподаватели (38,5% и 12,8% соответственно). Что подтверждает расхожее мнение о том, что финансистами не рождаются, а становятся, добиваясь всего умом и трудом (self-made man).<BR><BR>"Универсальная машина" <BR>Респондентам предлагалось выделить основные качества, которыми должен обладать финансист. На первое место они поставили универсальность (61%), на второе - образованность (39%), на третье - личные связи (39%). <BR>Скрупулезность и молчаливость (черты, по мнению большинства обывателей, присущие финансистам) оказались на последнем месте. <BR>Подавляющее большинство (83%) довольны своей профессией и удовлетворены статусом, который она дает (85%), и не желают менять направления своей деятельности. И это при том, что у большинства финансистов рабочий график превышает отмеренные законодательством 8 часов. Так, 88% петербургских каупервудов трудятся по 9-12 часов, а 10% - работают свыше 12 часов в сутки. <BR>По мнению всех опрашиваемых, хороший финансист должен получать никак не меньше $1000 в месяц, при этом 26% выразили мнение, что финансист должен зарабатывать свыше $5000 в месяц, 83% отметили, что к зарплате еще необходим бонус, размер которого может составлять несколько окладов или превышать $200 тыс. <BR>Стоит отметить, что 18% поставили размер бонуса в зависимость от прибыли, а 15% хотели бы связать размер бонуса с результатами работы предприятия. <BR>На вопрос об удовлетворенности зарплатой большинство (45%) ответило утвердительно, что позволяет сделать вывод о том, что хотя бы половина опрошенных получает те деньги, которые считает достойной оплатой труда. <BR><BR><B>Зов карьеры</B><BR>Среди петербургских финансистов наблюдается высокая трудовая миграция: за последние 7 лет 50% финансистов меняли работу 1 или 2 раза, а некоторые еще чаще. Наиболее частой причиной ухода с предыдущего места работы выступают новые перспективы для карьерного роста. <BR>При этом наблюдается существенный отток высококлассных специалистов из финансовых компаний и банков на предприятия реального сектора экономики. Это несколько снижает роль полученного образования и делает финансово-кредитные учреждения основной кузницей финансистов. <BR>Для опрошенных перспектива карьерного роста с готовностью поставить оплату труда в зависимость от результатов работы имеет очень важное значение. То, что менее 20% указали в качестве причины ухода лучшие финансовые условия, еще раз свидетельствует о неплохих заработках в среде финансистов. <BR><BR><B>Достойный образ жизни </B><BR>В одежде, машинах и прочих удовольствиях финансисты оказались весьма разборчивы. Женщины-финансисты предпочитают индивидуальный пошив одежды. Впрочем, это предсказуемо. <BR>Интересно другое. Мужчины тяготеют к покупке готового платья, и значительные позиции (20%) здесь имеет российская марка "ФОС-П". <BR>Лидер же предпочтений петербургских финансистов - HUGO BOSS, всего на 3% опередивший петербургского конкурента. Весьма значительна доля тех, кто предпочитает в одежде марку Zegna (16%). От них немного отстают поклонники Brioni (8%) и Pal Zilleri (5%). Zegna и Brioni быст-ро приближаются к немецкому лидеру. <BR>Похожая ситуация складывается и в среде автомобильных предпочтений. Большинство автомобилей, на которых передвигаются финансисты по Петербургу, собраны за границей (71%), как правило - в Германии (36%) или Швеции (24%). Среди марок лидерство удерживают Mercedes и Volvo. У них - по 21%. Нарушить сложившееся на протяжении уже многих лет статус-кво стремится Audi, которой отдают предпочтение 7% финансистов. Поклонников французского Citroen тоже хватает, а вот корейские авто финансисты не жалуют. Это свидетельствует о том, что для опрашиваемых важен не только комфорт, но и престиж. <BR>Весьма значительная доля упомянутых российских автомобилей объясняется, скорее всего, желанием опрашиваемых продемонстрировать свою скромность и патриотизм.<BR>Несмотря на все разговоры о пользе сигареты как возможности сосредоточиться, в среде финансистов эта привычка не приветствуется, хотя и не порицается: 75% опрашиваемых не курят. <BR>Из спиртных напитков большинство предпочитает красные вина (33%) и водку (30%). Коньяк и виски употребляют соответственно 18% и 5% респондентов. Не имеют особых алкогольных предпочтений 20% опрошенных. <BR>Зато уж если пить, то делать это надо в подходящей обстановке, считает большинство. Так, 19% финансистов предпочитают ресторан "Старая таможня", 15% выбирают "Талеон", по 11% у "Подворья" и "Голливудских ночей", а пивной ресторан "Тинькофф" в чести у 7% опрошенных. Остальные не имеют определенных пристрастий. <BR>Значительная доля дорогих ресторанов еще раз подчеркивает обеспеченность данного профессионального сообщества.<BR><BR>Совместный проект газеты "Деловой Петербург" и журнала "Эксперт. Северо-Запад"